Глава 16. Воздействие масс-медиа на здоровье


В 1999 году социологическое исследование Харриса установило, что в поиске информа-
ции, касающейся проблем здоровья, на протяжении 1998 года Internet посетили 70 млн.
американцев. Половина из них искала информацию о таких серьезных болезнях, как рак.
Количество же Web-сайтов, связанных с темой здоровья, превысило 15 тысяч.
Источники. Martin, J.P. (1999). A world of support; The Web is changing medicine for doctors and patients.
But is this leading to better health care? Washington Post, 31 August, p. Z10; Miller, L. and Davis, R. (1999, 14
July). Net empowering patients: Millions scour the Web to find medical info, USA Today, p. 1A; Bly, L. (1999,
14 July). A network of support; Patients find emotional, practical advice — and each other, USA Today, p. ID;
Online Health: number of users continues to grow (1999, 5 August), Health Line, NEXIS Online Library:
NEWS, File: CURNWS.
Глава 16. Воздействие масс-медиа на здоровье 309
В своем исследовании воздействия медиасообщений, касающихся здоровья,
Дж. Браун и К. Уолш-Чайдцерс указали основное направление будущих исследований:
"Воздействие масс-медиа на убеждения и поведение на индивидуальном и обществен-
ном уровне становится все более сложным и теоретически обоснованным, оно удаля-
ется от использования только контент-анализа и приближается к моделям долгосроч-
ного взаимодействия медиа с жизнью отдельных людей".
Программа будущих исследований, возможно, будет изучать Internet как источ-
ник информации о здоровье и обратит свое внимание на эффективность программ
повышения медиаграмотности, благодаря которым дети и взрослые смогут лучше
понимать медиасообщения и критически их анализировать. Медиаграмотность осо-
бенно полезна для уменьшения вредного воздействия отрицательных сообщений
СМИ, наподобие насильно врезающейся в память информации на темы здоровья
или скрытой рекламы вредных продуктов во время показа различных телепрограмм.
РЕЗЮМЕ
Сообщения масс-медиа очень часто существенно воздействуют на здоровье как от-
дельного человека, так и общества в целом. Как и в отношении других по содержанию
видов СМИ, воздействие сообщений на тему здоровья по своей природе может быть
положительным или отрицательным, преднамеренным или непреднамеренным.
Главной целью медиакампаний, касающихся здоровья, является представление
широкой аудитории специальных сообщений, разработанных специалистами в об-
ластях проблем здоровья и масс-медиа и обладающих преднамеренным положи-
тельным воздействием на людей. Другие источники сообщений на тему здоровья,
такие как сюжеты новостей, развлекательные программы и реклама, не всегда дают
положительные результаты.
Исследования воздействия рекламы коммерческих продуктов в основном сосре-
доточиваются на здоровье людей, использующих этот продукт. Воздействие на здо-
ровье человека рекламы сигарет, алкоголя и продуктов питания стали центральной
темой многочисленных исследований. Большинством из них было обнаружено, что
такая реклама отрицательно воздействует как на здоровье отдельного человека, так
и на здоровье общества в целом.
Изображение в развлекательных медиа иногда может иметь весьма сильное воз-
действие на здоровье аудитории. Большинство работ в этой области исследований
было посвящено изучению воздействия телевизионных программ, музыкальных
клипов, текстов песен и установлению связей между развлекательными передачами,
с одной стороны, и питанием, курением, сексуальной активностью, злоупотребле-
нием алкоголем и наркотиками — с другой.
Люди получают очень много информации о здоровье из новостных медиа. Поли-
тики также не являются исключением. В этом отношении масс-медиа, освещающие
информацию о здоровье, берут на себя огромную ответственность, поскольку полу-
чают возможность формировать мнения и впечатления как обычных граждан, так
и влиятельных политиков. Медиа часто занимают позицию осуждения жертвы, воз-
лагая всю ответственность за проблемы со здоровьем на самих больных. Наибольшее
количество сюжетов новостей на тему здоровья делает акцент на сообщениях о про-
блемах, затрагивающих большинство населения США.


Данная книга публикуется на сайте только в целях ознакомления! Все права принадлежат авторам. Администрация сайта не несет ответственность за использование данного материала в иных целях.



Используются технологии uCoz