Глава 16. Воздействие масс-медиа на здоровье


ДРУГИЕ ВАЖНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ
Кроме медиаподдержки и совмещения развлечения и образования, исследовате-
ли также определили существование других важных инструментов в проблеме про-
свещения людей по вопросам здоровья. Суть их заключается в правильном исполь-
зовании масс-медиа. Специалисты медиа должны иметь журналистское образова-
ние, уметь критически взглянуть на проблему, хорошо разбираться в особенностях
различных медиа и интерактивных информационных технологиях. С целью подачи
аудитории информации о способах предупреждения различных проблем со здоровь-
ем можно использовать как печатную, так и вещательную журналистику (Wilde,
1993). Уменьшить отрицательное воздействие отдельных масс-медиа на здоровье
помогает развитие критического мышления молодежи (Davies, 1993). Так, исследо-
вание учащихся третьих классов установило, что обучение их медиаграмотности ве-
ло к ослаблению желания попробовать алкоголь (Austin & Johnson, 1997). Наконец,
новые интерактивные технологии можно использовать для пропаганды здорового
образа жизни как средства преодоления болезней или поддержания наивысшего
уровня качества жизни (Street, Gold & Manning, 1997).
308 Часть III, Основные направления исследований
СОВРЕМЕННЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ И ДАЛЬНЕШИЕ
ПЕРСПЕКТИВЫ
Последние исследования воздействия сообщений масс-медиа на здоровье как от-
дельного человека, так и общества в целом, продолжают изучать преднамеренные
и непреднамеренные сообщения СМИ, касающиеся здоровья, и их отрицательное
и положительное воздействие на людей. За последние годы для миллионов людей
источником информации о здоровье стал Internet. Некоторые исследования уже изу-
чают его воздействие на здоровье и политику здравоохранения. Так, было выявлено,
что для поиска информации о здоровье Internet в равной мере используют как здоро-
вые, так и хронически больные люди (Cain, Mittman, Sarasohn-Kahn & Wayne, 2000).
При этом многие ищут в сети информацию о предназначении тех или иных лекарств
{Health on the Net, 1999). Исследования также установили, что многие подростки
ищут в Internet ответы на волнующие их вопросы из области сексуальных отноше-
ний, поскольку только во всемирной паутине можно получить их быстро, просто
и анонимно {Cooper, 1998; Wilson, 2000). Некоторые из тех, кто ищет в Internet ин-
формацию о здоровье, становятся членами онлайновых групп поддержки (Kassirer,
2000), а некоторые меняют свой образ жизни или убеждают других в необходимости
квалифицированного медицинского обследования (Cyber Dialogue, 2000).
Internet обещает стать отправным пунктом будущих исследователей медиавоздей-
ствия на здоровье людей. Исследователи должны будут более внимательно заняться
проблемой использования табачными и алкогольными компаниями онлайнового
маркетинга для привлечения к их продукции интереса потенциальных молодых по-
требителей. Другая интересная тема будет включать в себя воздействие рекламы ле-
карств, отпускаемых по рецепту и без рецепта, взаимосвязь между сообщениями ме-
диа и ожирением, проблемы отказа от приема пищи, наркомании и психического
здоровья (Brown & Walsh-Childers, по публикациям в периодических изданиях).
Неоднозначное воздействие онлайн-информации о здоровье
Если в 1999 году в строке поиска информации в Internet пользователи набирали "лечение ра-
ка", то появлялось почти полтора миллиона статей и ссылок на данную тему. Они классифи-
цировались по темам: от информации про химиотерапию до самолечения, от групп поддерж-
ки до справочника по крупным медицинским центрам и от лечения травами до других аль-
тернативных средств, противниками которых выступают медицинские учреждения.
Сейчас люди, страдающие от какой-либо болезни, простым нажатием нескольких клавиш
получают доступ к еще большему количеству информации о здоровье. Однако работники
здравоохранения имеют неоднозначные мнения о пользе новых возможностей для боль-
ных людей. Они признают пользу онлайновых групп поддержки для тех, кто страдает од-
ной и той же ужасной болезнью, но высказывают опасение, что люди могут получить
много неправильной и даже потенциально вредной информации.


Данная книга публикуется на сайте только в целях ознакомления! Все права принадлежат авторам. Администрация сайта не несет ответственность за использование данного материала в иных целях.



Используются технологии uCoz