Глава 20. Воздействие развлекательных медиапроизведений

Очень важны для получения удо-
вольствия интересные персонажи, которых зрители любят или, наоборот, презирают.
Также в драме необходимо благополучное разрешение конфликта. Была разработана
диспозиционная модель, позволяющая прогнозировать степень удовольствия от дра-
мы, юмора или спортивных соревнований.
390 Часть III. Основные направления исследований
Юмор очень часто используется в средствах массовой информации как средст-
во убеждения. Людям нравится юмор — он понижает их осторожность и повышает
расположение к источнику сообщения. Смех — явление заразительное. Когда зри-
тели слышат, как другие реагируют на что-либо смехом (даже если этот смех запи-
сан на пленку), они тоже начинают смеяться и оценивают представление как бо-
лее приятное.
Привлекательность напряжения в передачах объясняется тезисом, который ка-
жется парадоксальным: в них должно быть намного больше сцен, от которых публи-
ка испытывает страх и страдание, чем сцен, описывающих удачное разрешение
конфликтов. Предполагается, что популярности триллеров способствует вызывае-
мое ими возбуждение. Также постоянное напряжение увеличивает удовлетворение
от счастливого конца. Теория эмпатии предполагает, что человек может себя иден-
тифицировать с героями, которые с честью выходят из опасных ситуаций.
На получении удовольствия от страха сказываются тендерные различия, соци-
альные и культурные ожидания. Мужчинам больше нравится смотреть фильмы ужа-
сов, когда они в компании испуганных женщин. А женщины получают удовольствие
от таких фильмов, если смотрят их с мужчиной, который не кажется напуганным
и который может их защитить.
БИБЛИОГРАФИЯ
Berscheid, E. &Walster, Е. (1969). Interpersonal attraction. Reading, MA: Addison-Wesley.
Bryant, J. & Raney, A.]A. (2000). Sports on the screen. In D. Zillmann & P. Vorderer (Eds.), Media
entertainment: The psychology of its appeal (pp. 153—174). Mahwah, NJ: Erlbaum.
Bryant, J. & Zillmann, D. (1984). Using television to alleviate boredom and stress: Selective exposure
as a function of induced excitational states. Journal of Broadcasting, 28(1), 1—20.
Carroll, N. (1996). The paradox of suspense. In P. Vorderer, H.J. Wulff & M. Friedrichsen (Eds.),
Suspense: Conceptualizations, theoretical analyses, and empirical explorations (pp. 71—92). Mahwah,
NJ: Erlbaum.
Chapman, A.J. (1973a). Funniness of jokes, canned laughter and recall performance. Sociometry, 36.
569-578.
Chapman, A.J. (1973b). Social facilitation of laughter in children. Journal of Experimental Social
Psychology, 9, 528-541.
Chapman, A.J. & Foot, H.C. (Eds.) (1996). Humor and laughter: Theory, research, and applications.
New Brunswick, NJ: Transaction.
Chapman, A.J. & Wright, D.S. (1976). Social enhancement of laughter: An experimental analysis of
some companion variables. Journal of Experimental Child Psychology, 21, 201 —218.
Christ, W.G. & Medoff, NJ. (1984). Affective state and selective exposure to and use of television.
Journal of Broadcasting, 28 (1), 51-63.
Cupchik, G.C. & Leventhal, H. (1974). Consistency between expressive behavior and the evaluation
of humorous stimuli: The role of sex and self-observation. Journal of Personality and Social
Psychology, 30,429-442.
Donnerstein, E. (1980). Pornography and violence against women: Experimental studies. Annals of
the New York Academy of Sciences, 347, 277—288.
Freud, S. (1930/1960a). Das Unbehagen in der Kultur. In Das Unbewusste: Schriften zur Psychoanalyse
(pp. 339—415). Frankfurt, Germany: Fischer Verlag.
Глава 20.Воздействие развлекательных медиапроизведений 391
Freud, S. (1915/1960b). Das Unbewusste. In Das Unbewusste: Schriften zur Psychoanalyse (pp. 1—40).
Frankfurt, Germany: Fischer Verlag.
Freud, S. (1905/1960c). Jokes and their relation to the unconscious. New York: Norton.
Freud, S. (1919/1963a). Das Unheimliche. In Das Unheimliche: Aufsatze zur Literatur (pp. 45-84).
Frankfurt, Germany: Fischer Doppelpunkt.
Freud, S. (1908/1963b). Der Dichter und das Phantasieren.


Данная книга публикуется на сайте только в целях ознакомления! Все права принадлежат авторам. Администрация сайта не несет ответственность за использование данного материала в иных целях.



Используются технологии uCoz