Глава 20. Воздействие развлекательных медиапроизведений

Сегодня исследования в области расшифровки
механизмов юмора проводит во всем мире лишь небольшая группа социологов. Ими
разработано много моделей и современных теорий, объясняющих механизмы при-
роды смеха над теми или иными шутками или поступками {Zillmann 2000b; Nerhardt,
1996; Zillmann & Cantor 1976, 1996; Rothbart, 1996).
Злые же шутки, в которых кто-то становится жертвой, можно рассматривать как
мини-драмы. В этом смысле можно увидеть, что к юмору вполне могут применяться
принципы хорошей драмы. Слушатель получает удовольствие от успешного разре-
шения конфликта и чувствует, что жертва получила то, что заслужила.
Глава 20. Воздействие развлекательных медиапроизведений 385
Интерес исследователей привлекло использование юмора в процессах массовой
коммуникации, особенно его убеждающих способностей {Gruner, 1996). Достаточно
вспомнить множество смешных реклам, чтобы убедиться в вере рекламистов в убеж-
дающие способности юмора. Исследования обнаружили, что люди получают удо-
вольствие от юмора, он понижает их осторожность и настраивает более положитель-
но по отношению к источнику сообщения.
Полученные данные также показали, что смех в самом деле заразителен. Когда
зрители слышат, как другие люди реагируют на что-либо смехом, они тоже начина-
ют смеяться и оценивают представление как более приятное {Chapman, 1973b;
Chapman & Wright, 1976; Fuller & Sheehy-Skeffington, 1974; Smyth & Fuller, 1972). Зара-
нее записанный на пленку смех увеличивает вероятность того, что публика будет
смеяться над содержанием, увеличивая ее удовольствие от программы {Chapman,
1973а; Cupchik & Leventhal, 1974; Leventhal & Cupchik, 1975; Leventhal & Mace, 1970).
Изучение юмора в массовых коммуникациях
Исследователи изучали использование юмора в массовой коммуникации на протяжении
нескольких лет и убедились в необходимости дальнейших разработок в этой области. Одна
из тем исследований — роль юмора в усилении убеждения. Другая — его роль в улучшении
процесса обучения.
Ученые выдвинули несколько гипотез, объясняющих убеждающую силу юмора. Юмор
способен делать сообщения более интересными и запоминающимися для слушателя. При
этом аудитория уделяет сообщению больше внимания (см. в главе 10 об элементах убежде-
ния с точки зрения вероятностной модели). Юмор способен также улучшить имидж ис-
точника сообщения в глазах аудитории. Отвлекая людей от выдвижения контраргументов
сообщению, он облегчает возможность их убеждения {Gruner, 1996; Sternthal & Craig, 1973).
Некоторые эксперименты показали, что студенты лучше учатся, если в лекцию или доклад
включаются элементы юмора (другие работы не обнаружили такой взаимосвязи). Однако
все исследования сходятся на том, что использование юмора улучшает имидж докладчика
(см. обзор работ в этой области у К. Грюнера {Gruner, 1996).
Источники. Gruner, C.R. (1996). Wit and humor in mass communication, in A.J. Chapman & H.C. Foot
(Eds.), Humor and Laughter: Theory, Research, and Applications (p. 287—311). New Brunswick, NJ:
Transaction; Sternthal, B. &Crai, C.S. (1973). Humor in advertising, Journal of Marketing, 37, 12—18.
СПОРТ
Диспозиционная модель помогает также и в объяснении удовольствия от просмотра
спортивных соревнований {Bryant & Raney, 2000). Хорошо известно, что спортивные фа-
наты относятся к своим любимым командам и игрокам, как к любимым героям, а к ко-
манде-сопернику, как к ненавистным злодеям. Дж. Брайант и А. Рейни писали:
"Высшая цель для таких твердолобых фанатов состоит в том, чтобы любимый игрок
или команда не только нанесли поражение команде-сопернику, но также унизили
и обезвредили самого ненавистного игрока или команду. В этом заключен главный
смысл для болельщиков; в этом проявляется их диспозиционная модель на пороге
XXI века" {Bryant & Raney, 2000, p. 162).
386 Часть III. Основные направления исследований
В одном из исследований было обнаружено, что у болельщиков, наблюдавших
выигрыш любимой команды, поднимался уровень самооценки и личной уверенно-
сти.


Данная книга публикуется на сайте только в целях ознакомления! Все права принадлежат авторам. Администрация сайта не несет ответственность за использование данного материала в иных целях.



Используются технологии uCoz