Глава 20. Воздействие развлекательных медиапроизведений


За последние годы ученые выдвинули несколько новых теорий для объяснения
удовольствия от напряжения среди аудитории (Caroll, 1996; Vorderer, 1996). Одной из
самых интересных является теория эмпатии (Zillmann, 1991a). Теория объясняет,
почему люди вовлекаются эмоционально или психологически в то, что они видят,
слышат или читают. Они втягиваются потому, что сами каким-либо образом прича-
стны к тому, что разворачивается перед ними, или могут представить себя на месте
главных героев. Поэтому люди сопереживают персонажам, столкнувшимся с непри-
ятностями, опасностью или каким-либо горем.
Формулировка эмпатии по Д. Зиллману, несколько перегруженная конкретными
характеристиками, подчеркивает, что эмпатия является первой и основной реакци-
ей на определенный стимул. Он определяет эмпатию как переживание, которое яв-
ляется реакцией на определенные события, а именно:
• информацию об обстоятельствах, способных вызвать в другом человеке ост-
рые эмоции;
• жесты, мимику, паралингвистическое и лингвистическое выражение эмоцио-
нального переживания человека;
• поступки другого человека, предполагающие, что он будет действовать под
влиянием острых эмоциональных переживаний;
• эта реакция сопровождается заметным возрастанием возбуждения;
• объясняется респондентами как сопереживание или сочувствие другому чело-
веку (Zillman, 1996, р. 214-215).
УЖАС
Когда зрители слышат смех других людей во время просмотра комедии, стано-
вится более вероятным, что они тоже захотят смеяться и получат большее удовольст-
вие от представления. Срабатывает ли это утверждение в случае реакции на ужас?
Интересно, что ответ на этот вопрос будет отрицательным.
Согласно объяснению с точки зрения воздействия на аудиторию, люди должны полу-
чать больше удовольствия от страшного фильма, видя при совместном просмотре испу-
ганные лица других зрителей. Однако исследования показали, что это утверждение не
верно (Zillmann, Weaver, Mundorf & Aust, 1984). Напротив, тут проявляются тендерные
различия, социальные и культурные ожидания. В традиционных культурах предполага-
ется, что юноши должны преодолевать страх и служить защитой для девушек.
388 Часть HI. Основные направления исследований
Исследования показали, что мужчины получают больше удовольствия от страха,
находясь в компании испуганных женщин. Мужское умение владеть собой повышает
их самооценку, когда при просмотре самого страшного и жуткого фильма они излуча-
ют силу и уверенность и могут успокоить испуганных спутниц. Однако удовольствие
мужчин резко снижалось, когда женщины боялись меньше их (Zillmann etal., 1984).
Предполагается, что женщины получают большее удовольствие от страха, смотря
фильм вместе с мужчиной, выражающим спокойствие, не боящимся и способным
их успокоить. Мужчина, охваченный страхом, не обеспечит ту уверенность и надеж-
ность, которых ищут испуганные женщины. Полученные данные исследований
полностью подтвердили, что женщины получают большее удовольствие от фильмов
ужасов, если смотрят их в компании с сильным мужчиной, а не с испуганным
{Zillmann etal, 1984).
Испуганная девушка хочет прижаться к своему парню — это утверждение стало
клише для фильмов ужасов. Если это правда, то можно понять, почему мальчики хо-
тят быть смелыми, почему девочки хотят кричать и почему они любят ходить на та-
кие фильмы вместе (Zillmann & Bryant, 1994, p. 456).
СОВРЕМЕННЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ И ДАЛЬНЕЙШИЕ
ПЕРСПЕКТИВЫ
Чудеса техники информационной эпохи обещают принести больше свободного
времени и возможностей для развлечения посредством средств массовой информа-
ции. Как оптимистично заявил Д. Зиллман:
"Грядет Век развлечений! Бесконечные разговоры о настоящем времени, как о Веке
информации, не обязательно ошибочны. Напротив, прослеживается, что грандиозные
возможности производства, управления и передачи информации могут в равной сте-
пени, если не больше, послужить и работе, и досугу" (Zillman, 2000a, р. 17).
Исследования развлечений в будущем обещают стать одними из главных облас-
тей исследований процессов массовой коммуникации.


Данная книга публикуется на сайте только в целях ознакомления! Все права принадлежат авторам. Администрация сайта не несет ответственность за использование данного материала в иных целях.



Используются технологии uCoz