Глава 20. Воздействие развлекательных медиапроизведений

Но сам
по себе конфликт еще не может обеспечить полного удовольствия от драмы. Для
этого обязательно должны присутствовать и другие элементы. В особенности ауди-
тория должна иметь "эмоциональную предрасположенность к взаимодействующим
сторонам" (Zillmann & Bryant, 1994, p. 447). Это означает, что хорошая, доставляю-
щая удовольствие драма должна включать интересных персонажей, которых зрители
любят или презирают. Таким же важным элементом, как и конфликт, для драмы яв-
ляется его удачное разрешение.
Персонажи хорошей драмы обязательно должны развиваться. Зрители должны их
любить или не любить, одобряя или осуждая их поведение. Другими словами, ауди-
тория должна выносить им моральный приговор (Zillmann, 1991c). Опираясь на силу
своих чувств по отношению к героям, публика всегда надеется, что все хорошее бу-
дет случаться с их любимым персонажем, а нелюбимый получит по заслугам.
Примеры не придется долго искать — существует очень много драматических
фильмов, книг или передач, обладающих всеми признаками хорошего развлекатель-
ного произведения. Чтобы увидеть все вышеперечисленные элементы в действии,
достаточно открыть произведение классической литературы или посмотреть став-
ший классикой фильм. Вспомнить хотя бы обожаемую многими девочку Дороти
и Злую Волшебницу Запада из "Волшебника страны Оз" или любимого Люка Скай-
уокера и ужасного Дарта Вейдера из "Звездных войн".
Основываясь на предшествующих исследованиях Д. Зиллмана (Zillmann, 1980),
Д. Зиллмана и Дж. Кантор (Zillman & Cantor, 1976, 1996), Дж. Брайант и Д. Зиллман
(Bryant & Zillmann, 1994) предложили следующие правила получения аудиторией
3 84 Часть III. Основные направления исследований
удовольствия от драматического представления. Эти правила (называемые еще дис-
позиционной моделью, или моделью отношения) основаны на уже рассмотренных
принципах: интересных персонажах, эмоциональности (сильных чувствах) по от-
ношению к ним и успешному разрешению конфликта. Результаты исследования
подтвердили эту модель.
1. Удовольствие, получаемое человеком от наблюдения за унижением, неудачей
или поражением какой-либо группы, отдельного персонажа или объекта, воз-
растает со степенью отрицательного отношения и уменьшается со степенью
положительного отношения к этим персонажам.
2. Удовольствие, получаемое человеком от наблюдения за удачей, успехом или
победой какой-либо группы, отдельного персонажа или объекта, уменьшается
со степенью отрицательного отношения и увеличивается со степенью положи-
тельного отношения к этим персонажам.
3. Досада, раздражение от наблюдения за унижением, неудачей или поражением
какой-либо группы, отдельного персонажа или объекта уменьшается со сте-
пенью отрицательного отношения и увеличивается со степенью положитель-
ного отношения к этим персонажам.
4. Досада, раздражение от наблюдения за удачей, успехом или победой какой-
либо группы, отдельного персонажа или объекта возрастает со степенью отри-
цательного отношения и уменьшается со степенью положительного отноше-
ния к этим персонажам.
5. Правила 1—4 действуют в комплексе, следовательно, все составные удовольст-
вия и/или раздражения объединяются в общее удовольствие или раздражение.
ЮМОР
Исследователи обнаружили, что правила диспозиционной модели также можно
применить и к другим формам развлечений, от которых люди получают удовольст-
вия, например юмору и спорту (Zillmann, 2000b, Bryant & Raney, 2000; Zillmann &
Bryant, 1991; Zillmann, Bryant & Sapolsky, 1979; Zillmann & Cantor, 1976, 1996). Коме-
дия сама по себе является одной из форм драмы. Единственное отличие между ними
заключается в том, что публика не должна воспринимать слишком серьезно то, что
она видит и слышит (McGhee, 1979).
За многие годы в отношении феномена юмора было проведено очень мало иссле-
дований. Большинство психологических трудов посвящено негативным и неприят-
ным эмоциональным состояниям, а не радостным эмоциям. Каковы бы ни были
причины, можно констатировать, что среди социологов тема юмора не воспринима-
ется всерьез (Chapman & Foot, 1996).


Данная книга публикуется на сайте только в целях ознакомления! Все права принадлежат авторам. Администрация сайта не несет ответственность за использование данного материала в иных целях.



Используются технологии uCoz