Глава 20. Воздействие развлекательных медиапроизведений

Це-
лью этих исследований служит анализ факторов, которые определяют образователь-
ный уровень развлекательного медиапродукта и удовольствие от него. Для определе-
Фрейд 3. Остроумие и его отношение к бессознательному // Фрейд 3. Я и Оно. (Пер. с нем.). — Тбили-
си: Мецниереба, 1991. — В 2-х т. — Прим. ред.
380 Часть III. Основные направления исследований
ния различных мотивов выбора развлекательных медиапроизведений используют так-
же метод самоотчета. Поведенческий подход отличается от теории использования
и удовлетворения в том плане, что исследователи могут лучше контролировать пере-
менные факторы, способные исказить общую картину.
Главные исследования в области использования и удовлетворения уже обсужда-
лись (глава 8). Поэтому исследование, рассмотренное в этой главе, будет сосредото-
чено на поведенческом подходе к феномену развлекательного медиапроизведения.
Будут освещены данные исследований поведения, представляющих разнообразные
мотивы людей при выборе того или иного развлекательного продукта, а также ис-
следований, анализирующих удовольствие от содержания развлекательных медиа-
произведений.
ИЗБИРАТЕЛЬНОСТЬ ВЫБОРА МАТЕРИАЛА
На решение человека выбрать определенное развлекательное медиапроизведение
может влиять множество различных факторов. Многие преданные поклонники се-
риала "Секретные материалы" начинают строить планы похода в кинотеатр, едва
услышав о скором выходе новой серии. Фанаты клуба Green Bay Packers смотрят вы-
ступление своей любимой команды в течение всего футбольного сезона, когда бы
она ни появилась на телеэкране. Любители фигурного катания регулярно щелкают
по каналам телевизора, чтобы посмотреть, не транслируют ли какое-нибудь сорев-
нование или выступление.
При исследовании выбора людьми конкретной телевизионной программы мож-
но заметить, что хорошо продуманный выбор является скорее исключением, чем
правилом. В большинстве случаев люди делают свой выбор в пользу того или иного
развлекательного медиапроизведения импульсивно или под влиянием момента. Та-
кой спонтанный выбор зависит от многих факторов, например, конкретного со-
стояния человека, настроения или каких-то внутренних соображений (о которых че-
ловек может даже и не подозревать).
Концепция избирательности выбора материала допускает, что люди, производя
выбор конкретного развлекательного медиапроизведения, основываются на личных
предпочтениях и нуждах. Например, человек, изо дня в день работающий на очень
скучной работе, может получать удовольствие, погружаясь в чтение захватывающего
приключенческого романа или смотря каждый вечер такого же рода фильм. В этом
случае развлекательное медиапроизведение обеспечивает человеку то волнение
и возбуждение, которых ему так не достает в его обыденной скучной жизни. И на-
оборот, напряженно работающий человек может предпочесть провести вечер в
удобном кресле под успокаивающие звуки симфонического оркестра.
Эти примеры показывают, что развлекательные медиапроизведения могут ис-
пользоваться разными людьми в различных целях, особенно для того, чтобы управ-
лять своим настроением. Для одних они являются способом приведения себя в со-
стояние возбуждение, для других— средством для успокоения и расслабления
(Zillmann, 1982). Исследователи в своих работах показали, что выбор людьми развле-
чения во многом зависит от их настроения {Bryant & Zillmann, 1984; Zillmann &
Bryant, 1985a). В контрольном эксперименте исследователи поместили участников
в одну из двух ситуаций: очень напряженную или очень скучную. Потом каждому
Глава 20.Воздействие развлекательных медиапроизведений 381
участнику эксперимента предоставили возможность выбора из трех захватывающих
и трех расслабляющих телевизионных программ той, которую он или она хотели бы
посмотреть. Время, в течение которого испытуемые смотрели разные программы,
фиксировалось. Исследователи обнаружили, что напряженные люди имели тенден-
цию дольше смотреть расслабляющие программы, а люди скучающие — более дина-
мичные.


Данная книга публикуется на сайте только в целях ознакомления! Все права принадлежат авторам. Администрация сайта не несет ответственность за использование данного материала в иных целях.



Используются технологии uCoz