Глава 20. Воздействие развлекательных медиапроизведений

Позднее исследователи написали:
"Скучающие люди испытывают облегчение при просмотре возбуждающих программ..,
напряженные люди испытывают облегчение при просмотре расслабляющих
программ; полученное облегчение усиливает вероятность последующего повторения
первоначального выбора, сделанного наугад, под влиянием настроения" (Zillmann &
Bryant, 1994, p. 442; 1985а).
Последующие исследования обнаружили, что люди выбирают программы в зави-
симости от своего аффективного или эмоционального состояния. Человек с плохим
настроением может выбрать увлекательную программу, которая поможет ему забыть
о проблемах. Человеку с хорошим настроением отвлекаться такими передачами нет
нужды {Zillmann & Bryant, 1985b).
Позднее ученые обнаружили, что люди в состоянии сильного эмоционального
возбуждения вообще имеют склонность избегать таких развлекательных медиапро-
изведений {Christ & Medoff, 1984). Для таких людей острота личных проблем затруд-
няет или делает нежелательным их увлечение какими-то захватывающими програм-
мами, в то время как они пребывают в расстроенных чувствах.
Исследования также показали, что люди часто "поглощают" юмор и комедии для
того, чтобы поднять себе настроение или вернуть хорошее расположение духа.
Дж. Медоукрафт и Д. Зиллман {Meadowcraft & Zillmann, 1984) в своей работе изучили
предпочтения женщин на разных стадиях менструального цикла. В результате гормо-
нальных изменений непосредственно перед и в течение цикла у женщин может на-
блюдаться плохое настроение и даже депрессии. Исследователи выдвинули гипотезу,
что в течение этого времени женщины должны испытывать большую потребность вы-
бирать такие развлекательные медиапроизведения, которые помогли бы поднять их
душевный настрой, например, комедии. В то время как в середине цикла, когда гор-
мональный уровень нормализуется, такие предпочтения не появляются. Эксперимен-
ты подтвердили эти предположения. Оказалось, что в середине цикла женщины пред-
почитали смотреть драматические передачи, а не комедии, а до и в течение "женского"
периода они предпочитали посмеяться, смотря комедии. Другие исследования при-
несли похожие результаты {Helregel& Weaver, 1989).
Изучение данной проблемы показало также, что комедии могут нести людям не
только улучшение настроения. Д. Зиллман {Zillmann, 1970) определил несколько со-
ставляющих телевизионных комедий: дразнение, враждебность и уничижение. По-
следующее исследование позволило обнаружить, что люди, испытавшие эти состоя-
ния в реальной жизни, не любили смотреть комедии, напоминающие им о когда-то
пережитом плохом обращении. Участники эксперимента, будучи раздраженными
или рассерженными, предпочитали смотреть все, что угодно, кроме комедий, со-
держащих сцены враждебности {Zillmann, Hezel & Medoff, 1980).
Тенденция искать возможность улучшения настроения имеет одно исключение.
Э. О'Нил и С. Тейлор {O'Neal & Taylor, 1989) обнаружили, что сердитые мужчины,
верившие в то, что они найдут момент, чтобы отомстить обидчику, выбирали ленты
382 Часть Ш. Основные направления исследований
с элементами жестокости. Напротив, мужчины, считавшие, что у них не будет шанса
отомстить, выбирали более спокойные программы. Другими словами, когда серди-
тые люди думали, что будет полезным сохранять боевой задор, они выбирали раз-
влекательные медиапроизведения, подпитывающие их эмоции.
Изучение детей вскрыло интересные различия в выборе телевизионных программ
с целью улучшить свое настроение. Дж. Мастере, М. Форд и Р. Аренд (Masters, Ford
& Arend, 1983) поместили девочек и мальчиков четырех-пяти лет в разные социаль-
ные ситуации: нейтральную, враждебную и воспитательную. Затем им предлагали
посмотреть нейтральную (неэмоциональную) или образовательную детскую переда-
чу. В нейтральной социальной ситуации воспитатель обращался с детьми одинаково
и на равных. Во враждебной — всячески хвалил одних и совсем игнорировал других
детей, в результате чего последние чувствовали свою незначительность и то, что ими
пренебрегают.


Данная книга публикуется на сайте только в целях ознакомления! Все права принадлежат авторам. Администрация сайта не несет ответственность за использование данного материала в иных целях.



Используются технологии uCoz