Свой Круг
Журналистика и СМИ
Глава 20. Воздействие развлекательных медиапроизведений
В воспитательной ситуации воспитатель осыпал критическими сло-
вами одних и ничего не говорил другим, в результате чего последние считали, что
они все делают хорошо, потому что воспитатель не критикует их.
Мальчики, которых игнорировали, смотрели образовательную передачу "Мистер
Роджерс" примерно вдвое дольше, чем мальчики из воспитательной ситуации. К тому
же, среди мальчиков из воспитательной ситуации желающих смотреть эту программу
нашлось меньше всего. Интересно, что девочки имели склонность игнорировать дис-
криминацию воспитателя и не использовали передачу для поднятия настроения.
Исследования развлечений среди взрослых показали, что, как и маленькие мальчи-
ки, нуждающиеся в воспитании, люди имеют тенденцию выбирать те развлекательные
медиапроизведения, которые уменьшают (редуцируют) их тревогу. Дж. Вакшлаг,
В. Вайал и Р. Тамборини (Wakshlag, Vial & Tambohni, 1983) провели следующий экспе-
римент. Испытуемых, мужчин и женщин, заставили почувствовать страх перед пре-
ступностью и своими шансами стать ее жертвами. Затем им разрешили выбрать кино-
фильм из группы драматических фильмов, изображающих различные степени наси-
лия, мучений, а также поимку и наказание преступников. Большинство участников
склонились к выбору фильмов с минимальным количеством сцен жестоких нападений
на жертву, и где превалировали сцены торжества правосудия. При просмотре таких
фильмов у людей снижался страх стать жертвой преступления.
Главная идея телевизионных криминальных драм — а именно та, что преступни-
ки будут пойманы и посажены, вследствие чего улицы станут безопаснее — очевид-
но имеет свою великую привлекательность для тех, кто беспокоится о состоянии
преступности {Zillmann & Bryant, 1994, p. 447; Zillmann, 1980).
Точно так же как у детей, у взрослых наблюдались тендерные различия. Незави-
симо от исходного уровня страха было обнаружено, что мужчины предпочли развле-
кательные медиапроизведения с большим количеством насилия. Женщины больше
склонялись к выбору развлекательных медиапроизведений, показывающих пре-
ступников пойманными и посаженными в тюрьму.
УДОВОЛЬСТВИЕ КАК ФУНКЦИЯ РАЗВЛЕЧЕНИЙ
Одно из определений развлечения гласит, что развлечения являются эффективным
и приятным средством снижения неудовлетворенности и неизбежных жизненных
стрессов. Согласно этому определению, развлечения могут принимать разнообразные
Глава 20. Воздействие развлекательных медиапроизведений 383
формы. В большинстве случаев они или несут удовольствие, или просвещают, показы-
вая нам в комедии или трагедии счастье и печаль других. Музыкальные или танцеваль-
ные представления, артистические или игровые шоу, спортивные состязания — все их
можно рассматривать как формы развлечения. Более того, участие в таких мероприя-
тиях для участников может быть таким же развлечением, как и для зрителей. Хотя су-
ществует множество видов и форм развлечений, не все из них могут удовлетворить нас
в равной мере — одни развлекают нас больше, другие меньше. Рассмотрим, к примеру,
драматические фильмы. Некоторые из них прямо приковывают нас к экрану, пробуж-
дая эмоции и воодушевляя. Другие же оставляют нас неудовлетворенными.
ДРАМА
Чтобы ответить на вопрос: "Что в развлекательных медиапроизведениях достав-
ляет удовольствие?", — прежде всего необходимо рассмотреть их компоненты. Изу-
чим вначале подробно некоторые элементы, присущие хорошей драме. Драмой на-
зывается "состояние, ситуация или серия событий, в которые вовлечен... напряжен-
ный конфликт сил". П. Вордерер и С. Ноблох определили драму так:
"...драма строится на конфликте и его разрешении посредством изображения событий,
влияющих на благополучие людей, животных и одушевленных предметов. В центре
каждой драмы лежат два характера — протагонист и антагонист, которые находятся
под влиянием этих событий и за которыми наблюдают читатели, зрители и другие по-
требители медиа" (Vorderer& Knobloch, 2000,p. 59).
Исследователи определили, что главным элементом, присутствующим в любом
хорошем драматическом представлении, является конфликт (Smiley, 1971).
Данная книга публикуется на сайте только в целях ознакомления! Все права принадлежат авторам. Администрация сайта не несет ответственность за использование данного материала в иных целях.