Свой Круг
Журналистика и СМИ
Глава 20. Воздействие развлекательных медиапроизведений
Веселье и радость религиозные экстремисты считали греховными. В XVII веке
христианские философы, подобные Блезу Паскалю, считали, что люди должны за-
ботиться о спасении и совершенствовании души, а не искать развлечений.
Проблема нравственной ценности развлекательного произведения существует до
нашего времени. Внимание критиков продолжают привлекать спорная тематика
и скандальное содержание книг, фильмов, телевизионных программ, видеоигр и т.д.
За последние годы с осуждением, предварительным запретом и даже с судебным
процессом столкнулись такие фильмы, как "Лолита", "Последнее искушение Хри-
ста", "Прирожденные убийцы" и др.
Ответственность за современный взгляд на развлекательные произведения, как на
занимательный способ снять стресс, развеять скуку или несчастье, в значительной ме-
ре лежит на философе XVI века Мишеле де Монтене и психологе XX века Зигмунде
Вспомните знаменитое "Хлеба и зрелищ!" древнеримского плебса. — Прим. ред.
Как на главнейший эффект драмы Аристотель указывал на "катарсис" — очищение; а основой коме-
дии считал то, что делает человека смешным. — Прим. ред.
Глава 20.Воздействие развлекательных медиапроизведений 379
Фрейде. В отличие от Б. Паскаля, Монтень рассматривал веселье и радость, испыты-
ваемые от развлекательного произведения, не как отрицательные (греховные), а как
положительные явления, утверждая, что зрителю представление помогает облегчить
несчастливую жизнь. Фрейд считал, что в человеке постоянно подавляется необычай-
но сильная тяга к удовольствию, а развлекательные произведения служат непрямым
путем получения этого удовольствия, облегчая страдания человека.
Фрейд много писал о развлекательных произведениях и различных механизмах
их действия. Хотя он не предложил ни одной формальной теории драмы, им была
детально разработана и изучена теория остроумия3 {Freud, 1905).
МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Многое из того, что известно о развлекательных медиапроизведениях, было в ос-
новним систематизировано исследователями коммуникаций и психологами на ос-
новании двух методов: метода использования и удовлетворения и поведенческого
метода. Как упоминалось в главе 8, подход использования и удовлетворения допус-
кает, что аудитория ищет разные сообщения, по-разному их использует и реагирует
на них в зависимости от индивидуальных различий, их психологической структуры
и социальных предпосылок. Вместо изучения прямых эффектов масс-медиа, теория
использования и удовлетворения фокусируется на мотивации и поведении зрителей.
Такой тип исследований обычно включает в себя интервьюирование аудитории или
заполнение ею анкет с указанием различных причин выбора того или иного медиа-
продукта.
Теория использования и удовлетворения полезна и тем, что она раскрывает перед
исследователями особенности симпатий и антипатий людей, особенности их осмыс-
ления и интерпретации увиденного, а также мотивы выбора определенного медиапро-
дукта. Тем не менее, такие исследования имеют и свои ограничения. Часто, когда лю-
дей просят описать их чувства и причины выбора того или иного развлекательного ме-
диапроизведения, некоторые не способны точно сформулировать ответ. Многие про-
сто могут не осознавать, почему они сделали тот или иной выбор. Более того,
некоторые люди могут преувеличивать или приуменьшать в ответах свои чувства, что-
бы подать себя с лучшей стороны (эффект социальной желательности. — Прим. ред.)
Преодолеть ограничения техники использования и удовлетворения помогает ме-
тод изучения поведения. Мотивы аудитории рассматриваются как гипотезы, кото-
рые впоследствии изучаются в контрольных лабораториях или полевых условиях.
Этим методом уже несколько лет пользуются как исследователи теорий коммуника-
ций, так и психологи, изучая с его помощью феномен коммуникации (Berschied &
Walster, 1969; Donnerstein, 1980; Geen, 1976; Knapp, 1978; Rosnow & Robinson, 1967;
Rushton, 1979).
Использовать поведенческий подход при изучении развлекательных медиапроизве-
дений начали совсем недавно (Zillmann & Bryant, 1994; Zillmann & Vorderer, 2000).
Данная книга публикуется на сайте только в целях ознакомления! Все права принадлежат авторам. Администрация сайта не несет ответственность за использование данного материала в иных целях.