Свой Круг
Журналистика и СМИ
Глава 21. Новые коммуникационные технологии
Например, в облас-
ти личного и общественного здоровья новые медиа рассматриваются как инстру-
менты системы здравоохранения и заботы о здоровье отдельных людей, Такие новые
410 Часть III. Основные направления исследований
медиа распространяют информацию о здоровье, "делая доступными экспертные
оценки" (Harris, 1995, р. 14). Объединение интерактивности и моделирования часто
позволяет аудитории приобщиться к медицинским знаниям, доступа к которым они
раньше не имели (McGinnis, Deering & Patrick, 1995). Сейчас в медицинских учебных
заведениях используются разнообразные мультимедийные программы, позволяю-
щие будущим врачам во время обучения столкнуться со специально смоделирован-
ной нестандартной ситуацией, с которой они, возможно, встретятся впоследствии
уже в настоящей медицинской практике {Henderson, 1995). Новые медиатехнологии
также рассматриваются как средства сокращения расходов на здравоохранение. Эти
новые технологии позволяют больным получить больше информации о здоровье,
принимая, таким образом, на себя ответственность за здоровье и нужды людей. Воо-
руженные такой информацией люди могут, например, определить, когда им соби-
раются оказывать ненужные услуги (Vickery, 1995).
НОВАЯ ТЕОРИЯ И НОВЫЕ МОДЕЛИ
Попытки выстроить всеобъемлющую теорию коммуникации, которая объясняла
бы природу транзактной медийной коммуникации, а также межличностные и муль-
тимедийные аспекты новых технологий проводились на двух разных уровнях. Были
предложены макроаналитические модели взаимоотношений между коммуникаци-
онной инфраструктурой, технологиями, политикой в сфере коммуникаций и обще-
ством. Микроаналитические модели (в наше время встречающиеся реже) предостав-
ляют картину специфических компонентов транзактной коммуникации между поль-
зователями посредством новых технологий.
Ф. Вильяме, С. Стровер и А. Грант (Williams, Strover& Grant, 1994) предположили,
что две новые теории — теория зависимости медиасистем и теория обработки соци-
альной информации — могут оказаться полезными для объяснения в макроаналити-
ческих терминах сложной природы коммуникационных процессов, происходящих
посредством внедрения новых медиатехнологии. Теория зависимости медиасистем
(Ball-Rokeach, 1985, 1988) направлена на осмысление отношений зависимости между
масс-медиа, различными аудиториями и социальными группами или системами.
Например, у отдельных представителей аудитории может развиваться зависимость
от такого медиа, как телевизор, используемый для удовлетворения своих определен-
ных потребностей, вроде развлечения или обучения. Сама по себе любая медиаси-
стема зависит от рекламодателей, благодаря которым осуществляется ее финансовая
поддержка. В свою очередь, эти взаимоотношения зависят от конкретных зрителей,
которые составляют аудиторию для рекламируемых продуктов и услуг. Теория обра-
ботки социальной информации (Fulk, Stein field, Schmitz & Power, 1987) утверждает, что
при оценивании новых медиа и их выборе для использования медиапотребители
скорее будут руководствоваться информацией и оценками, услышанными от других
людей, чем собственными суждениями. Эта теория использовалась для прогнозиро-
вания усвоения и использования электронной почтовой системы (Rice, Grant, Schmitz
& Torobin, 1990) и при оценивании электронных сообщений (Schmitz & Fulk, 1991).
Как говорилось в главе 1, одним из лучших примеров макроаналитической модели
является "Интерактивная модель коммуникации и общества", предоставленная Бюро
технической оценки Конгресса США (Office of Technology Assessment, 1990;p. 35). Поль-
Глава 21. Новые коммуникационные технологии 411
за этой модели, представленной в докладе под названием "Важнейшие связи: комму-
никация для будущего", подтверждается тем, что она точно описывает всех участников
коммуникационного процесса и основные взаимоотношения в коммуникационной
и общественной сфере. Кроме того, она объясняет и прогнозирует изменения общест-
ва под воздействием технологий и наоборот. Точно представляя новую медиасреду
и коммуникационные процессы среди пользователей новых медиа, такие модели
должны радикально отличаться от традиционных.
Данная книга публикуется на сайте только в целях ознакомления! Все права принадлежат авторам. Администрация сайта не несет ответственность за использование данного материала в иных целях.