Глава 21. Новые коммуникационные технологии

3. Папахарисси
и А. Рубин (Papacharissi & Rubin, 2000) изучали причины, по которым люди пользуются
Internet. Как оказалось, прежде всего их привлекали поиск информации и развлечения,
помноженные на удобства. В общем же, мотивами для коммуникации посредством ком-
пьютера выступали как межличностное общение (на первом месте), так и поиск инфор-
мации, возможности для времяпрепровождения и развлечения.
Глава 21. Новые коммуникационные технологии 407
Другие ученые изучали новые медиатехнологии в связи с их скоростью распро-
странения среди пользователей. Некоторые из них исследовали феномен критиче-
ской массы, или точки взрыва, когда наибольшее количество людей вдруг начинают
пользоваться какой-то новой технологией. М. Маркус (Markus, 1987) указал, что ус-
пех конкретных технологий, таких как электронная почта или телефонная связь,
полностью зависел от достижения ими критической массы, причиной чего стала
двусторонняя природа этих технологий. Например, если всего лишь несколько лю-
дей будут пользоваться телефоном, его пользователи смогут позвонить очень ма-
ленькому числу абонентов. Без достижения критической массы употребление теле-
фона, вероятно, снизилось бы, а со временем прекратилось бы полностью. Другими
технологиями, успех к которым пришел после достижения критической массы, бы-
ли электронная почта и факс.
Некоторые исследования установили, что новые технологии могут иметь значи-
тельное воздействие на социальное взаимодействие между пользователями. Использо-
вание Internet в домашних условиях исследователи определили как одну из причин се-
мейных конфликтов (Oravec, 2000), а интенсивное использование Internet коррелиро-
вало с высоким уровнем одиночества и наличием различных фобий {Kraut et ah, 1998),
депрессией, интроверсией (Petrie & Gunn, 1998) и дефицитом социального взаимодей-
ствия (Nie & Ebring, 2000). Однако в других исследованиях приводятся примеры благо-
творного воздействия использования Internet (Cole, 2000). Особенно это актуально для
людей застенчивых, одиноких (МсКеппа & Bargh, 1999), а также для пожилых индиви-
дов (White, McConnell, Clipp & Bynum, 1999; Mundorf, Bryant & Brownell, 1997).
Другое направление исследований новых технологий касается их воздействия на
детей и подростков. Дж. Ван Эвра (Van Evra, 1990) провела обзор исследований, ка-
сающихся детей и использования ими новых коммуникационных технологий, таких
как видеомагнитофон, видеоигры, виртуальная реальность и Internet (рис. 21.2). Но-
вые технологии стали причиной изменений содержания программ для детей. Они же
предоставили детям значительно больший выбор разнообразной информации.
Иногда такое программное наполнение по своему характеру является обучающим и
имеет положительное воздействие, а иногда нет.
Возможность приема дополнительных каналов на кабельном телевидении и на-
личие видеомагнитофонов означают, что дети становятся незащищенными от со-
держания, несоответствующего их возрасту, например жестокости, секса или про-
грамм для взрослых. Все это, вместе с интерактивными компонентами, встроенны-
ми во многие из новых технологий, оказывает весьма значительное воздействие на
развитие и поведение сегодняшних детей. Очень часто дети оказываются незащи-
щенными перед информацией для взрослых, так как для ее понимания они еще
не достигли зрелости и не имеют соответствующего опыта. Для детей бывает очень
затруднительно отличить реальность от фантазии.
"Дети, смотрящие материалы, предназначенные для взрослых, могут столкнуться со зна-
чительными трудностями, отделяя реальную информацию от вымысла. Они могут не
знать некоторых формальных возможностей телевидения, а значит, их могут сбить
с толку такие непонятные технические киноприемы, как обратный кадр, проекция фан-
тазий и другие. Они могут оказаться неспособными воспринимать скрытые, едва разли-
чимые смыслы сообщений или мораль истории, а значит, слишком остро будут реагиро-
вать на яркие, бросающиеся в глаза эпизоды, которые, на самом деле, к делу
не относятся, или на вовсе второстепенные аспекты программы" (Van Evra, 1990, p.


Данная книга публикуется на сайте только в целях ознакомления! Все права принадлежат авторам. Администрация сайта не несет ответственность за использование данного материала в иных целях.



Используются технологии uCoz