Глава 21. Новые коммуникационные технологии

1111). Цитата напоминает нам, что "новые" коммуни-
кационные технологии окружают нас уже давно.
Произнося в начале XXI века слова "новые коммуникационные технологии" или
"новые медиатехнологии", что конкретно мы имеем в виду? Сами определения но-
вых технологий продолжают изменяться или, скорее, эволюционировать, стараясь
не отстать от прогресса этих технологий, что делает дискуссию о новых медиа по
меньшей мере затруднительной. Ведь к тому времени, когда эта книга увидит свет
и попадет к читателю, новые медиа, рассматриваемые в ней, вероятнее всего будут
уже не новыми, а в некоторых случаях даже устаревшими.
Глава 21. Новые коммуникационные технологии 397
Если бы нас попросили составить список современных коммуникационных тех-
нологий, мы могли бы начать со списка, составленного еще Роджерсом в "далекие"
1980-е годы. В свой список он включил микрокомпьютеры, телетекст, видеотекст,
интерактивное кабельное телевидение, спутники связи и телеконференции1 (Rogers,
1986). Мы могли бы прибавить к этому перечню технологии, перечисленные в пер-
вом параграфе данной главы, плюс телевидение высокой четкости (ТВЧ) и интерак-
тивное телевидение. ТВЧ обеспечивает следующее экранное разрешение: 1920 пик-
селей по вертикали и 1080 пикселей по горизонтали. Оно также предоставляет очень
четкие и ясные, как в кинотеатре, изображение и звук. Интерактивное телевидение,
результат сближения телевизора и компьютера, позволяет зрителям щелкать по
иконкам в течение телевизионной программы для получения дополнительной ин-
формации, например, спортивной статистики или биографических данных извест-
ных людей. Возможностями интерактивного телевидения уже пользуются около од-
ного миллиона американских семей; ожидается, что к 2005 году количество абонен-
тов такого ТВ возрастет до 24,5 млн. (Earing, 1999).
М. Марией (Marien, 1996) в своем библиографическом эссе изучил литературу по
данному вопросу и предложил полный список новых технологий, как уже сущест-
вующих, так и ожидаемых в будущем. Среди прочих в его списке присутствуют ком-
пьютеры с голосовым управлением, электронные переводчики и кабельное телеви-
дение с 500 каналами.
Одним из способов, при помощи которого исследователи пытаются дать определе-
ние новым технологиям, является описание их глубинной природы. У. Дизард (Dizard,
1994) утверждал, что новые коммуникационные технологии нельзя назвать "масс-
медиа" в привычном значении этого понятия. От традиционных масс-медиа их отли-
чает особая природа, децентрализованное производство и интерактивный формат.
"Исторически масс-медиа означали централизованное производство стандартизиро-
ванной информации и развлекательной продукции, поставляемых огромной аудито-
рии по отдельным каналам. Новые электронные медиа модифицировали все эти усло-
вия. Их продукция часто приходит не из центрального источника. Более того, новые
медиа обычно предоставляют особые услуги большому числу сравнительно малочис-
ленных аудиторий. Наиболее значительным их новаторством стало распространение
голосовой, печатной и видеопродукции по обычным электронным каналам, часто в
двухстороннем интерактивном формате, предоставляющем потребителям больший
контроль над тем, какой именно сервис они выбирают, когда они хотят его получить и
в какой форме" (Dizard, 1994, р. 2).
Э. Роджерс (Rogers, 1986) к вышесказанному добавляет несколько своих замеча-
ний, используя другую терминологию. Он выделяет несколько направлений изме-
нения средств коммуникации со времени появления новых технологий.
1. "Все новые коммуникационные системы содержат определенный уровень ин-
терактивности, напоминающий разговор двух людей лицом к лицу...
2. Новые медиа также могут быть индивидуальными до такой степени, чтобы доне-
сти специальное сообщение до каждого человека внутри огромной аудитории...
' Некоторые считают телеконференцию скорее приложением к новой медиатехнологии, чем само-
стоятельной новой технологией.
398 Часть III. Основные направления исследований
3.


Данная книга публикуется на сайте только в целях ознакомления! Все права принадлежат авторам. Администрация сайта не несет ответственность за использование данного материала в иных целях.



Используются технологии uCoz