Глава 21. Новые коммуникационные технологии

Они признают различия аудиторий разных медиа.
Дж. Уэбстер (Webster, 1998) выдвинул убедительные аргументы против взгляда на
аудиторию медиа как на исключительно пассивную или активную в своих установ-
ках. Он предложил интересную концепцию аудитории в сегодняшнем мире интерак-
тивных медиа и транзактных медийных коммуникаций. Было предложено три моде-
ли описания медиааудитории: аудитория-как-масса, аудитория-как-объект и ауди-
тория-как-агент. Модель аудитория-как-масса определяет членов аудитории как
подверженных воздействию масс-медиа. Согласно этой модели, акцент делается на
массе или "телеаудитории" (Webster, 1998, р. 192), поэтому большое значение прида-
ется попыткам определить ее численность. Модель аудитория-как-объект обращает
внимание в основном на медиаэффекты. К ней относятся изучение феноменов про-
паганды, насилия и порнографии в медиа, исследования изменения отношений
и позиций медиапотребителей, а также другие аспекты воздействия медиа. Модель
аудитория-как-агент значительно отличается от двух предыдущих. Она изучает воз-
можности, предлагаемые сегодняшней аудитории новыми медиатехнологиями. Эта
модель изображает членов аудитории личностями, имеющими свободу выбора из
медиаменю. Члены такой аудитории более активны и глубже вовлечены в коммуни-
кационные процессы, чем кто-либо до них.
402 Часть III. Основные направления исследований
Привлекательность концепции моделей аудитории Уэбстера заключается в ее
способности классифицировать комбинации различных перспектив медиааудито-
рии. Для обозначения различных областей коммуникационных исследований, пред-
ставляющих аудиторию единой массой, объектом воздействия, активным агентом
или чем-то, обладающим чертами всех трех моделей, исследователь искусно исполь-
зует диаграмму Венна (рис. 21.1). Области пересечения линий диаграммы использо-
ваны для описания различных концепций аудитории с точки зрения исследований
массовой коммуникации и теоретических подходов. Аудитория здесь рассматривает-
ся с позиций как традиционных исследований — изучения воздействия масс-медиа,
пропаганды, теории использования и удовлетворения, культурных исследований,
так и новых революционных исследований, теории культивации, символического
интеракционизма и даже постмодернизма.
АУДИТОРИЯ-КАК-МАССА
Рейтинги аудитории
Преимущества аудитории
Массовое поведение
Медиасобытия
массовый маркетинг
Массовое общество
Гипотеза
культивации
Спираль
тишины
Модели выбора
Общественный
Сфера публичности вкус
Постмодернизм
Рынок идей
АУДИТОРИЯ-КАК-АГЕНТ
Процессы отбора
Теория использования
и удовлетворения
Читательский отклик
Культурные исследования
Интерпретирующие
сообщества
АУДИТОРИЯ-КАК-ОБЪЕКТ
Исследования воздействия
Пропаганда
Изменение установок
Теория кино
Литературная критика
Основная парадигма
Символический интеракционизм
Кодирование/декодирование
Анализ
восприятия
ЭТИЧЕСКИЕ И ПОЛИТИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ
С появлением и развитием в современном мире новых коммуникационных тех-
нологий, мы столкнулись с рядом проблем общественно-политического и этиче-
ского характера. С некоторыми из них мы уже встречались, другие же появились од-
новременно с внедрением новых медиатехнологий.
Т. Купер предоставил содержательный перечень 40 главных этических проблем,
появившихся в результате использования новых коммуникационных технологий.
Глава 21. Новые коммуникационные технологии 403
"Понимание эффектов и этических проблем, сопровождающих новые технологии,
включает в себя изучение мириада очевидных и скрытых социальных, культурных
и общественных факторов внутри сообществ и государств. Доминировать над такими
новыми технологиями и прогнозировать хотя бы некоторые из их эффектов очень
важно для постижения, систематизации, анализа и экспериментальной оценки не
только самих этих новых технологий, но и их воздействия на отдельных людей, их объ-
единения и общество в целом" (Cooper, 1998, р. 86-87).
В перечень Купера вошли разные этические проблемы: справедливости или рав-
ноправия, информации о низших слоях общества, непристойности, порнографии,
плагиата, пиратства или просто копирования какой-либо информации, принадле-
жащей другим людям с целью ее перепродажи.


Данная книга публикуется на сайте только в целях ознакомления! Все права принадлежат авторам. Администрация сайта не несет ответственность за использование данного материала в иных целях.



Используются технологии uCoz