Глава 21. Новые коммуникационные технологии

Он связывал эти понятия с двумя моделями ком-
муникации, предложенными Дж. Кэри (Carey, 1989): моделью передачи и общественной
культурно-ритуальной моделью. Согласно Ленерту, либерализация (также известная как
дерегуляция) связывается с моделью передачи, придающей особое значение свободной
пересылке сообщений или "движению сообщений в пространстве". Демократизацию
Ленерт определяет как "ориентацию на политической системе, характеризующейся уча-
стием народа в принятии решений в контексте либеральных гарантий равенства и инди-
видуальных прав". Он связывает демократизацию с общественной культурно-
ритуальной моделью, рассматривающей коммуникацию "скорее как представление об-
щих мнений, чем передачу информации...; направленную как на сохранение общества во
времени, так и на распространение сообщений в пространстве". В своем исследовании
Ленерт высказывается за интеграцию этих двух моделей, способных "послужить основой
для более полной демократичной телекоммуникационной политики в контексте либера-
лизированной мировой экономики" (Lenert, 1998,р. 4-7).
406 Часть III. Основные направления исследований
ИССЛЕДОВАНИЕ НОВЫХ МЕДИА И ИХ ВОЗДЕЙСТВИЯ
"Поскольку появились новые информационные технологии, необходима абсо-
лютно новая программа исследований по изучению техники их эффективного ис-
пользования". Это предсказание принадлежит Э. Паркеру (Parker, 1973, р. 596), од-
ному из немногих исследователей массовых коммуникаций 1970-х годов, считавше-
му, что постоянно изменчивые технологии заслуживают большего внимания в ис-
следованиях коммуникации.
Начиная с 1970-х годов, изучение новых коммуникационных технологий следовало
тенденциям, начало которым положили предыдущие исследователи. По мере появле-
ния каждой новой коммуникационной технологии ученые начинали ее изучение, ис-
пользуя методы исследования, применявшиеся для изучения более ранних техноло-
гий. Например, ранние работы по телевидению использовали методы исследования
воздействия со стороны содержания сообщений, подобные тем, которые использова-
лись в более ранних исследованиях кино и радио (Williams, Rice & Rogers, 1988).
Современные исследования использования и последствий новых медиатехноло-
гий также следуют традициям, руководствуясь уже существующими теориями ком-
муникации. Ф. Вильяме, С. Стровер и А. Грант (Williams, Strover & Grant, 1994) сде-
лали обзор литературы и нашли определенное количество работ, связанных с новы-
ми медиатехнологиями, начиная от исследований по теории использования и удов-
летворения и заканчивая изучением диффузии инноваций. Н. Мандорф и К. Лорд
(Mundorf& Laird, 2001) предоставили расширенный список новейших исследований.
Была исследована мотивация абонентов кабельного телевидения с целью опреде-
ления того, чем именно оно их привлекает (Becker, Dunwoody & Rafaell, 1983; Ducey,
Krugman & Eckrich, 1983; Jeffres, 1978; McDermott & Medhurst, 1984; Metzger, 1983).
Другие ученые исследовали связь между зрительскими мотивами и реальным выбо-
ром программ с целью доказать, что разные люди выбирают конкретные программы
по тем или иным причинам и смотрят их в разное время. Д. Зиллман и Дж. Брайант
(Zillmann & Bryant, 1985) обнаружили, что люди, испытывающие сильные эмоцио-
нальные переживания, предпочитают смотреть успокаивающие программы.
А. Рубин (Rubin, 1984) установил существование двух разных стилей просмотра теле-
визора: 1) инструментальный, при котором зрители выбирают программы для про-
смотра очень тщательно, руководствуясь определенными целями; 2) ритуальный,
при котором зрители обычно смотрят телевизор для времяпрепровождения или для
того, чтобы забыть про одиночество. К. Хитер и Т. Болдуин (Heeter & Baldwin, 1988)
изучали зрителей кабельного телевидения и установили, что разнообразие предла-
гаемых программ предоставляет возможности как для инструментального, так и для
ритуального зрителя.
Исследователи также обнаружили, что большинство людей, имеющих дома Internet,
используют ее для межличностного общения, например при помощи электронной поч-
ты, чатов и участия в электронных сообществах (МсКеппа & Bargh, 1999).


Данная книга публикуется на сайте только в целях ознакомления! Все права принадлежат авторам. Администрация сайта не несет ответственность за использование данного материала в иных целях.



Используются технологии uCoz