Глава 21. Новые коммуникационные технологии

Как указывал Э. Роджерс:
"Новые виды медиа оказывают сильное воздействие на характер коммуникационных ис-
следований, очищая это поле исследований от многих прошлых предположений, преды-
дущих парадигм и методов. Как мы установили ранее, господствующие линейные моде-
ли односторонних коммуникационных эффектов должны уступить дорогу конвергент-
ным моделям коммуникации, т.е. двустороннему процессу обмена информацией, кото-
рый основывается на интерактивной природе новых медиа" (Rogers, 1986, р. 213).
Доклад Бюро технической оценки предлагал слегка отличную точку зрения, но
отражающую те же проблемы:
"...модель отправитель/получатель слишком проста для описания многих из сего-
дняшних коммуникационных процессов посредством медиа. Она допускает, что ком-
муникация происходит как согласованная, линейная последовательность событий —
предположение, которое уже не удовлетворяет сегодняшней технологически опосре-
дованной информационной среде. Возможно ли, например, определить на доске объ-
явлений, находящейся в Internet, отправителя или получателя и установить между ни-
ми различия? И, также, кто будет считаться отправителем, если получатель сейчас мо-
жет получить любую информацию по требованию?" (1990, р. 31-32).
Дефицит теоретических моделей, иллюстрирующих транзактную природу совре-
менных средств коммуникации, подчеркивается стремительным развитием и рас-
пространением новых коммуникационных технологий. Попросту говоря, теории не
в состоянии угнаться за новыми технологиями. Крайне необходимы новые комму-
никационные теории, способные объяснить использование современных техноло-
гий. По мере того, как новый век идет вперед, постоянной задачей теоретиков ком-
муникации будет формулировка и доказательство новых теорий.
РЕЗЮМЕ
Новые коммуникационные технологии заставляют нас переосмыслить процессы
массовой коммуникации. Односторонняя массовая коммуникация уступает дорогу
транзактной медийной коммуникации.
По мере появления новых технологий их общее количество постоянно растет. Ученые
дают определения новым технологиям, описывая их глубинную природу. Новые медиа
характеризуются по параметрам специализированной природы, децентрализованной
продукции и интерактивных форматов. Ключ к пониманию природы цифровых техно-
логий выражен в трех словах на букву к: компрессия, конверсия и конвергенция.
Переход к цифровому формату вызвал появление новой медиасреды, часто инте-
рактивной по природе и позволяющей решать многочисленные задания с помощью
одиночного устройства, наподобие домашнего компьютера или телевизора. Инте-
рактивность является многомерным понятием.
412 Часть III. Основные направления исследований
Новые медиа дают возможность пользователям активнее участвовать в коммуни-
кационном процессе и относиться более избирательно к получаемым сообщениям.
Пользователей можно назвать скорее активными агентами, чем пассивными получа-
телями информации. Также их можно назвать адресными пользователями микро-
мультимедиа.
Новые коммуникационные технологии ставят перед нами определенные пробле-
мы, связанные с некоторыми аспектами государственной политики и этических
норм. Новая политика должна быть направлена на широкополосную цифровую пе-
редачу данных, телевидение высокой четкости и другие технологии. При разработке
регуляторной политики может помочь осмысление новой медиасреды как информа-
ционного сообщества. С новыми технологиями связан целый ряд этических про-
блем, таких как справедливость и равноправие, информация о низших слоях обще-
ства, непристойность, порнография, плагиат, пиратство или просто копирование
принадлежащей другим людям информации с целью ее перепродажи.
По мере появления каждого нового вида техники ученые начинали его изучение,
используя методы, применявшиеся для более ранних технологий. Современные ис-
следования использования и воздействия новых медиатехнологий также следуют
традициям, руководствуясь уже существующими теориями коммуникации.
Новые медиатехнологий постепенно подтверждают свою исключительную цен-
ность и полезность для образовательных целей.


Данная книга публикуется на сайте только в целях ознакомления! Все права принадлежат авторам. Администрация сайта не несет ответственность за использование данного материала в иных целях.



Используются технологии uCoz