Свой Круг
Журналистика и СМИ
Глава 4. Социально-когнитивная теория
Понять эти процессы поможет такой
простой пример, как постановка правильного удара в гольфе.
Внимание
Человеку необходимо внимательно следить за разными действиями и правильно
воспринимать их, чтобы в дальнейшем успешно их моделировать. Начинающий иг-
рок в гольф должен наблюдать за движениями тренера и прислушиваться к его ука-
заниям — одним словом, быть очень внимательным к тем образцам поведения, ко-
торые подлежат моделированию.
Запоминание
Усвоенные модели поведения необходимо запомнить, чтобы их можно было сно-
ва использовать. Информация сохраняется в постоянной памяти посредством двух
репрезентативных систем — образной и вербальной (словесной). Закодированная
Глава 4. Социально-когнитивная теория 89
таким образом информация в дальнейшем может преобразовываться в действия.
Начинающий игрок в гольф должен понимать наставления тренера и запоминать их,
также как и движения тренера.
Моторное воспроизведение
На первых порах моторное воспроизведение может вызывать трудности или во-
все не удаваться, так как новичок должен "продумывать" все стадии правильного
удара. Однако в процессе отработки удара когнитивный элемент все больше отсту-
пает на задний план. Если начинающий игрок обладает необходимыми моторными
способностями, научение проходит намного быстрее и успешнее. Другими словами,
хорошая физическая подготовка или двигательная память новичка значительно со-
кращает период времени, необходимый для постановки правильного удара.
Мотивация
По разным причинам люди не всегда мотивированы моделировать то поведение,
которому они обучаются. В нашем примере с гольфом начинающий игрок может за-
метить, например, что у другого тренера удар гораздо сильнее. Он может также уви-
деть, что его тренер по-другому держит клюшку, ставит ноги и замахивается. В этом
случае новичок может захотеть перейти к другому тренеру, чтобы научиться более
сильному удару. Или же начинающий игрок может решить, что игра в гольф —
слишком дорогое удовольствие, и в будущем не использовать те навыки, которые он
успел приобрести. Мотивация становится основным фактором, определяющим ис-
пользование или не использование моделируемого поведения.
В некоторых случаях моделирование имеет гораздо более далеко идущие последст-
вия, чем безобидный удар в гольфе. Разные ситуации научения определяют важность
четырех упомянутых компонентов моделирования. Возьмем, например, молодого ин-
терна, который учится оперировать, или боязливого ребенка, который учится плавать.
В обоих случаях наиболее важное значение приобретает моторное воспроизведение мо-
делируемого поведения. Значение мотивации для процесса научения может быть про-
иллюстрировано примером двух людей, пытающихся выучить иностранный язык: мо-
тивация американского студента, изучающего русский язык для получения универси-
тетского диплома, будет отличаться от мотивации русского иммигранта, которому
нужно выучить американский английский, чтобы выжить в США.
Три типа ситуаций обеспечивают стимулы, побуждающие индивида моделиро-
вать поведение: 1) позитивные результаты непосредственного применения усвоен-
ных моделей поведения; 2) наблюдение поведения других людей и его последствий;
3) оценка, основанная на внутренних ценностях или стандартах поведения самого
индивида (Bandura, 1989, 1994). Например, если ребенок выучил детский стишок,
рассказал его родителям и заработал похвалу, он мотивирован следовать тем моде-
лям поведения, о которых говорится в стишке.
Популярная телепередача Blue's Cues ("Три подсказки") служит хорошим примером
второго типа мотивирующей ситуации. В каждой передаче один из персонажей, мальчик
Стив, должен разгадать загадку, которую ему предлагает игрушечный щенок Блю. В то
время, как мальчик и щенок вместе поют и играют, Стив обнаруживает три подсказки.
Затем он садится в кресло, чтобы подумать над загадкой и разгадать ее. Ребенок, который
смотрит телепередачу, видит, что Стив успешно разгадывает все загадки щенка. Поэто-
му, когда ему самому приходится размышлять над какими-нибудь проблемами, он, веро-
ятно, будет моделировать поведение Стива, т.е. садиться в "кресло для раздумий".
Чтобы проиллюстрировать третью ситуацию, возьмем телесериал "Могучие Рейнд-
жеры". Предположим, ребенок регулярно смотрит телесериал и имитирует увиденные
сцены насилия. Возможно, это чувствительный ребенок, который не хочет причинять
кому-либо боль, а, кроме того, старшие объяснили ему, что насилие — это плохо, однако
его способность имитировать Красного Рейнджера очень нравится другим детям и делает
его очень популярным. Однажды, подражая своему любимому телеперсонажу, мальчик
сбивает с ног своего друга, который при падении ломает себе руку. Это ужасное зрели-
ще — рука неестественно изогнута, из раны торчит кость. Ребенок, покалечивший своего
друга, шокирован, целую неделю он плачет и не выходит из дома. Он уже не пытается
имитировать Рейнджеров. В этом случае ребенок получает мотивацию избегать модели-
рования сцен насилия, потому что понял, к каким ужасным результатам оно приводит.
Данная книга публикуется на сайте только в целях ознакомления! Все права принадлежат авторам. Администрация сайта не несет ответственность за использование данного материала в иных целях.