Глава 4. Социально-когнитивная теория

Как и предполагалось, те студенты, которые регулярно смотрели мыльные опе-
ры, воспринимали реальную действительность как максимально приближенную к те-
левизионной реальности. Эти студенты завышали долю врачей и юристов среди других
профессий, количество разводов и случаев супружеской измены, процент незаконно-
рожденных детей и количество абортов, а также других событий, которые в мыльных
операх происходят гораздо чаще, чем в реальной жизни.
ВОЗДЕЙСТВИЕ СЦЕН НАСИЛИЯ
Долгие годы исследователи большей частью занимались изучением негативного воз-
действия медианасилия вследствие заместительной способности учиться агрессивному
поведению у теле- и киноперсонажей. В самой крайней, извращенной форме моделиро-
вание агрессивного поведения проявляется в подражании таким тяжким преступлениям,
как изнасилование и даже убийство. Такие преступления-копии — самые тревожные
примеры моделируемого поведения (подробнее об этой проблеме читайте в главе 5).
Сенсационность преступлений, совершенных по сценарию, взятому из фильмов,
привлекает внимание печатных и электронных СМИ, поэтому публике известно
много подобных случаев. Однако следует помнить, что, учитывая общее количество
телезрителей, совершение преступления-копии — исключительный случай. Мил-
лионы других телезрителей, которые смотрят те же самые передачи, не испытывают
побуждения подражать действиям персонажей. Это означает, что совершение или не
совершение преступлений под воздействием телевидения определяется такими ин-
дивидуальными факторами, как склонность к насилию, психическое состояние,
эмоциональная уравновешенность и т.п.
Глава 4. Социально-когнитивная теория 95
Социологи часто больше интересуются менее явным воздействием медианаси-
лия, не влекущим проявлений агрессии к другим людям, которое можно подвергнуть
количественным измерениям с помощью контролируемого эксперимента. Боль-
шинство ученых различают такие последствия воздействия медианасилия, как ког-
нитивное, аффективное или поведенческое. Все эти аспекты подробно рассматри-
ваются в главе 10, посвященной проблеме медианасилия.
С момента появления кино и телевидения озабоченность по поводу негативного
воздействия сцен насилия была важной движущей силой государственной полити-
ки. Синтия Купер в своей книге Violence on Television ("Насилие на телеэкране") вы-
деляет три стадии политических дебатов по поводу медианасилия. На первом этапе I
рассматривался вопрос роста преступности среди несовершеннолетних. Затем рамки
дебатов расширились, включив проблему воздействия сцен насилия на социальное |
поведение и благополучие общества в целом. На третьем этапе стратегия политиков
изменилась: от выяснения негативного воздействия телевизионного насилия на зри-
телей они перешли к упреждающим мерам, направленным на борьбу с теленасилием
посредством законодательных ограничений {Cooper, 1996, p. vi-vii).
МОЖНО ЛИ НАУЧИТЬСЯ ХОРОШЕМУ ИЗ СМИ
Последние годы все больше исследований, изучающих воздействие детских теле-
передач, дают обнадеживающие результаты. Эти исследования показали, что многие
детские развлекательные программы оказывают просоциальное или позитивное воз-
действие. Общая тенденция такова: развлекательные и образовательные телевизи-
онные программы (не включающие сцен насилия), например "Улица Сезам", спо-
собствуют интеллектуальному развитию, развивают воображение, навыки решения
проблем, способствуют социализации (Fisch, 2001; Fisch & Trugellio, 2001).
Последние исследования шоу "Улица Сезам" подтвердили выводы первых иссле-
дований о том, что постоянные зрители этой передачи опережают других детей по
уровню развития когнитивных умений, а также относительно других просоциальных
аспектов как в США (Wright & Huston, 1995; Wright, Huston, Scantlin & Cotler, 2001), так и
за рубежом (UNICEF, 1996; Brederode-Santos, 1993; Ulitsa Sesame Department of Research
and Content, 1998). Лонгитюдные исследования показали, что позитивное воздействие
передачи "Улица Сезам" (рис. 4.2) на успеваемость испытывали не только дошкольни-
ки, но также школьники младших классов (Zill, 2001; Zill, Davis & Daly, 1994) и даже
старшеклассники (Anderson et al, 1998).
Было обнаружено, что благотворное воздействие оказывают и другие детские пе-
редачи, например, Barney & Friends ("Барни и компания") (Singer & Singer, 1998,
1995, 1994), "Остров Гулла-Гулла" и "Окно Аллегры" (Bryant et ai, 1997; Mulliken &
Bryant, 1999), "Три подсказки" (Anderson et al, 2000; Bryant et ai, 1999), "Квартал
мистера Роджерса" и The Electric Company ("Электрическая компания") (Rice, 1984;
Rice & Haight, 1986; Ball & Bogatz, 1973; Ball et al., 1974), Between the Lions ("Среди
львов") (Linebarger, 2000), Reading Rainbow ("Радужные письмена") (Leitner, 1991),
Square One 7У ("ТВ-1") (Hall, Esty & Fisch, 1990; Hall et al., 1990) и 3-2-1 Contact ("3-2-
1 контакт") (Cambre & Fernie, 1985; Johnston, 1980; Johnston & Luker, 1983; Wagner,
1985). Позитивное воздействие детских образовательных программ усиливается, ес-
ли дети смотрят и обсуждают их вместе с родителями (Singer & Singer, 1983).


Данная книга публикуется на сайте только в целях ознакомления! Все права принадлежат авторам. Администрация сайта не несет ответственность за использование данного материала в иных целях.



Используются технологии uCoz