Глава 4. Социально-когнитивная теория

Симво-
лический мир телевидения одновременно транслируется миллионам людей. Спутнико-
вые антенны сделали телевидение доступным для всех уголков нашей планеты. Воздей-
ствие телевидения привело к социальным изменениям, охватившим целые общества,
члены которых моделируют различное поведение, стили и идеи, увиденные ими по теле-
визору и усвоенные (Bandura, 1986; Singhall & Rogers, 1989; Winettetal., 1985).
СОВРЕМЕННЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Как уже упоминалось, социально-когнитивная теория служит теоретическим ба-
зисом для многих других направлений в рамках научных исследований медиавоздей-
ствия, которые рассматриваются в настоящей работе, — начиная от изучения ме-
дианасилия и испуга, как реакции на массовую информацию, до влияния порногра-
фии и эффекта внушения.
В последние годы социально-когнитивная теория массовой коммуникации дока-
зала свою эффективность в качестве теоретического обоснования информационных
кампаний и их организации (Lapinski & Witte, 1998). Медиакампании, пропаганди-
рующие здоровый образ жизни (Marcus et ai, 1998; Clark & Gong, 1997; Maibach et ai,
1997), широко использовали социально-когнитивную теорию.
Социально-когнитивная теория также служит концептуальным основанием для
исследования медиавоздействия в других областях. Сюда относится исследование
воздействия репортажей о ходе избирательных кампаний (Rhee, 1997), исследование
воздействия сцен насилия на конструкты агрессии в памяти зрителей (Bushman,
1998), исследование отношения детей к правилам безопасности после просмотра
сцен несчастных случаев и аварий в теледрамах (Cantor & Omdahl, 1999) и даже исто-
рический контент-анализ газетных объявлений об услугах кормилиц (Potter &
Sheeshka, 2000).
Глава 4. Социально-когнитивная теория 99
100 Часть П. Теория и основные понятия
Исследования показали...
В 1970-х годах несколько ученых исследовали содержание телевизионных мелодрам. Ис-
следования показали, что "мыльные оперы" давали искаженную картину реальности. В
частности, это касается процентного соотношения событий в телефильмах и в реальной
действительности.
Н. Кацман (Katzman, 1972) обнаружил, что чаще всего персонажам мелодрам приходится
быть участниками следующих событий:
• супружеская измена;
• проблемы в семье;
• трудности на работе;
• физическая нетрудоспособность.
М. Кассата, Т. Скилл и С. Боаду (Cassata, Skill & Boadu, 1979) обнаружили, что основными
причинами смерти телеперсонажей были:
• убийство (чаще всего);
• сердечно-сосудистые заболевания (особенно среди женщин).
М. Даунинг (Downing, 1974) и Б. Роуз (Rose, 1979) обнаружили, что:
• почти 70% персонажей "мыльных опер" — медики;
• среди них очень мало работников физического труда;
• социальные проблемы замалчиваются.
РЕЗЮМЕ
Социально-когнитивная теория Альберта Бандуры служит базисом многих других
теорий медиавоздействия. Она предоставляет концептуальную систему для анализа ког-
нитивных способностей, детерминирующих поведение человека, и для описания психи-
ческих процессов, задействованных в процессе научения. Социально-когнитивная тео-
рия — один из аспектов более широкой теории социального научения Бандуры, которая
объясняет поведение, изучая процесс тройного взаимодействия, т.е. взаимодействие
когнитивных факторов, поведенческих факторов и факторов внешней среды.
Социально-когнитивная теория подчеркивает важность нескольких когнитивных
способностей, отличающих людей от других живых существ. К ним относятся: спо-
собность к символической репрезентации (символизации), способность к саморегу-
ляции, способность к саморефлексии и заместительная способность. Способность к
саморефлексии включает четыре разных режима, используемых для верификации
мышления: инактивный, замещающий, побуждающий и логический.
Научение путем наблюдения и моделирование — ключевые элементы социально-
когнитивной теории. Наблюдая действия других индивидов и их последствия, индивид
может обучаться увиденным моделям поведения. Моделирование — это воспроизве-
дение усвоенных моделей поведения. Моделирование предполагает участие четырех
процессов: внимания, запоминания, моторного воспроизведения и мотивации.
Новые жизненные ситуации требуют от людей применения усвоенных моделей
поведения к новым условиям. Абстрактное моделирование поднимает научение на
более высокий уровень, чем простая имитация увиденных действий, и поэтому об-
ладает многими преимуществами практического характера.
Когда индивид наблюдает поведение или получает информацию, которые проти-
воречат устоявшимся моделям поведения или моральным принципам, внутренний
конфликт ведет к пересмотру мотивации. Сдерживающее воздействие имеет место,
когда индивид воздерживается от предосудительного поведения, опасаясь последст-
вий. Разрешающее воздействие имеет место, когда снимаются усвоенные прежде
внутренние ограничения на определенные модели поведения.
Люди, совершающие противоправные действия, часто применяют особые когни-
тивные техники, чтобы оправдать свое поведение. Различают восемь таких приемов
разрешения: моральное оправдание, сравнение в свою пользу, эвфемистическое пе-
реименование, переложение ответственности, диффузия ответственности, искажен-
ное восприятие последствий, дегуманизация, приписывание вины другим людям
или обстоятельствам.


Данная книга публикуется на сайте только в целях ознакомления! Все права принадлежат авторам. Администрация сайта не несет ответственность за использование данного материала в иных целях.



Используются технологии uCoz