Свой Круг
Журналистика и СМИ
Глава 4. Социально-когнитивная теория
Таким образом,
фильм оказал разрешающее воздействие на детей, которые его смотрели.
92 Часть П. Теория и основные понятия
Приемы разрешения
Многие формы поведения социально неприемлемы. Убийство, изнасилование, из-
биение и другие преступные действия служат крайними примерами импульсов, которые
следует сдерживать. Это относится и к другим формам поведения, менее экстремальным.
Исследования показали, что люди, совершающие предосудительные действия,
часто используют особые когнитивные техники, позволяющие им оправдаться
в собственных глазах. Другими словами, воздействие, сдерживающее определенные
действия, блокируется (разрешающим воздействием), даже если выполнение этих
действий противоречит моральным нормам индивида. Исследователи выделяют во-
семь таких приемов, или техник: моральное оправдание, сравнение в свою пользу,
эвфемистическое переименование, переложение ответственности, диффузия ответ-
ственности, искаженное восприятие последствий, дегуманизация и приписывание
вины другим людям или обстоятельствам (Bandum, 1994).
Три первых приема — моральное оправдание, сравнение в свою пользу и эвфе-
мистическое переименование — самые действенные средства когнитивной и мо-
ральной перестройки. Это означает, что с их помощью индивид может изменить или
реструктурировать свое отношение к асоциальному поведению. Вследствие приме-
нения техник разрешения предосудительные действия могут восприниматься
не только как приемлемые, но даже как желательные. Проиллюстрировать такую ре-
структуризацию может уже приведенный пример студента, воспитывавшегося
в очень строгих правилах, который решает нарушить "сухой закон" и выпить пива со
своими друзьями. При этом происходит процесс когнитивной и моральной реструк-
туризации, вследствие которого употребление спиртных напитков воспринимается
как желательное поведение.
Моральное оправдание происходит в тех случаях, когда человек верит, что его дейст-
вия, которые в других обстоятельствах квалифицировались бы как преступные, служат
высшим, благородным целям, оправдывающим их. В таких случаях сдерживающее воз-
действие снимается или ослабляется. Преступая закон, человек зачастую руководствует-
ся мотивами высшего блага. Хороший пример морального оправдания — военные дейст-
вия, когда насилие оправдывается "высшим благом" защиты демократии. Более обы-
денный пример — мать шлепает своего расшалившегося ребенка.
Сравнение в свою пользу подразумевает сопоставление собственных предосуди-
тельных действий с более серьезными или явными проступками других людей. На-
пример, студентка-первокурсница, которая смотрит телевизор во время подготовки
к занятиям, может оправдывать свои действия, сравнивая себя со своим братом, ко-
торый вообще никогда не готовится к занятиям и не успевает по всем дисциплинам.
С помощью эвфемистического переименования можно не только замаскировать предо-
судительное поведение, но даже сделать его похвальным или, по крайней мере, допусти-
мым. Например, девушка, которая смотрит телевизор во время выполнения домашних
заданий, может эвфемистически назвать просмотр телепередач не развлекательным,
а образовательным мероприятием. Она убеждает себя, что телевидение помогает ей быть
в курсе последних событий, поэтому смотреть телевизор так же важно, как готовиться
к занятиям. Студент из пуританской семьи, который в колледже начинает курить, пред-
почитает думать, что это делает его более мужественным, вместо того, чтобы признаться
себе, что курение — это вредная для здоровья привычка.
Две техники разрешения подразумевают уклонение от ответственности за про-
ступки. Переложение ответственности имеет место в тех случаях, когда полномочное
лицо санкционирует какие-либо предосудительные действия индивида и вместо ис-
полнителя несет ответственность за эти действия. В случае диффузии ответственно-
сти правонарушитель действует как член группы, поэтому не осознает личной ответ-
ственности за содеянное. Опять-таки, военные действия могут служить хорошим
примером использования такой техники.
Еще один прием, игнорирование или искаженное восприятие последствий своих дейст-
вий, относится к тем ситуациям, когда субъект совершает асоциальные действия, не за-
думываясь об их вреде, либо считает, что вред будет незначительным (Brock & Buss, 1962,
1964). Подросток, разбивающий витрину магазина, чтобы покрасоваться перед своими
приятелями, не думает о последствиях. Он своей ловкостью адреналином и тем впечат-
лением, которое он производит на друзей, не задумываясь о том, что несчастному вла-
дельцу магазина придется убирать осколки стекла и заказывать новую витрину.
И, наконец, дегуманизация и приписывание вины касаются отношения агрессора
к жертвам. Дегуманизация имеет место в тех случаях, когда объекта агрессии лиша-
ют человеческих качеств и считают не более чем животным. Во время Второй миро-
вой войны фашисты дегуманизировали евреев, поэтому они не считали геноцид ев-
реев преступлением. В США многие белые дегуманизировали негров, поэтому чер-
нокожее население не допускалось к голосованию и было лишено гражданских прав
и свобод.
Данная книга публикуется на сайте только в целях ознакомления! Все права принадлежат авторам. Администрация сайта не несет ответственность за использование данного материала в иных целях.