Глава 4. Социально-когнитивная теория


Его индивидуальные стандарты поведения изменились, стали более строгими.
АБСТРАКТНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ
Усвоенные правила поведения служат ориентирами в новых ситуациях (Bandura,
1994). Эти правила часто служат абстрактной точкой отсчета для принятия решений
в новых обстоятельствах. Другими словами, существующие стандарты поведения не
идеальны и не универсальны для каждой новой ситуации. Индивид просто ориенти-
руется по результатам пережитых в прошлом событий или наблюдаемых им собы-
тий, случившихся с другими людьми.
Абстрактное моделирование поднимает научение на более высокий уровень, чем
простое подражание наблюдаемым моделям поведения. Новые ситуации способст-
вуют появлению новых поведенческих моделей, основанных на уже усвоенных пра-
вилах поведения. Затем новые модели поведения, в свою очередь, осваиваются и за-
поминаются для последующей адаптации в других ситуациях.
Абстрактное моделирование обладает многими преимуществами практического
характера (Bandura, 1986, 1994; Rosenthal & Zimmerman, 1978). Индивид вырабатывает
личные критерии для оценки мотивации и поведения как собственных, так и других
людей. Абстрактное моделирование также стимулирует критическое мышление
и развивает коммуникативные навыки.
Возьмем, к примеру, детскую телепередачу Gullah Gullah Island ("Остров Гулла-
Гулла"). В одном из эпизодов дети делают подарки своему отцу. Маленькая девочка,
которая смотрит эту передачу, видит, что сделанные своими руками подарки радуют
отца. Приближается Рождество, и девочка понимает, что у нее слишком мало денег,
чтобы купить подарки родителям. Тогда она решает что-нибудь смастерить. В данной
ситуации поведение девочки выходит за рамки имитации увиденных по телевизору об-
разцов поведения. Она применила усвоенную модель поведения к другой, новой си-
туации. Действия девочки представляют собой акт абстрактного моделирования.
ВОЗДЕЙСТВИЕ МОДЕЛИРОВАНИЯ
Иногда индивид наблюдает поведение или получает информацию, которые опреде-
ленным образом конфликтуют со сложившимися моделями поведения. С такими ситуа-
циями ассоциируются два основных типа воздействия: сдерживающее и разрешающее
90 Часть II. Теория и основные понятия
Глава 4. Социально-когнитивная теория 91
(Bandura, 1994). Внутренний конфликт заставляет индивида пересматривать свою моти-
вацию, побуждающую его придерживаться сложившихся моделей поведения.
СДЕРЖИВАЮЩЕЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ
В большей части исследований сдерживающего и разрешающего воздействий
изучалось асоциальное, агрессивное или сексуальное поведение (Berkowitz, 1984;
Liebert, Sprafkin & Davidson, 1982; Malamuth & Donnerstein, 1984; Zillmann & Bryant,
1984). Во всех случаях сдерживающее воздействие имело место, когда страх перед
последствиями (например, формальным наказанием или укорами совести) удержи-
вал индивида от предосудительного поведения.
Сдерживающее воздействие осуществляется в случаях, когда новая информация
или наблюдение новых моделей поведения сдерживает те действия, которым индивид
обучился ранее. Разрешающее воздействие разрешает или снимает ранее усвоенные
внутренние запреты на определенные модели поведения. Заядлый курильщик может
принять решение изменить свое поведение (т.е. бросить курить), если увидит, как
умирает от рака легких его любимый дядюшка (который даже спал с сигарой в зубах).
Индивид в этом случае подвергается сдерживающему воздействию. С другой стороны,
индивид может воспитываться в семье, где курение и употребление спиртных напит-
ков считается неприемлемым. Когда индивид поступает в колледж и покидает свою
семью, он видит, что другие студенты курят и пьют. Его отношение к этим вредным
привычкам становится более толерантным. Когда индивид впервые решает попробо-
вать пива или закурить, это значит, что он испытывает разрешающее воздействие.
Приведем еще один пример сдерживающего воздействия. Две подруги-
первокурсницы живут в общежитии. В силу привычки, приобретенной еще в школе,
одна из них готовится к занятиям, не выключая телевизор. Другая студентка не мо-
жет учиться, если ее что-нибудь отвлекает, поэтому она закрывается в своей комна-
те. На экзамене первая студентка получает "неуд.", а вторая — отличную оценку.
Оправившись от шока, первая студентка решает изменить свое обычное поведение
во время подготовки к занятиям и моделировать поведение своей подруги.
РАЗРЕШАЮЩЕЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ
Прекрасным примером разрешающего воздействия могут служить эксперименты,
проведенные Альбертом Бандурой и его коллегами в 1963 году. Ученые исследовали
психологическое воздействие кино. Детей разделили на контрольную и эксперимен-
тальную группы. Затем экспериментальной группе показали фильм, включающий
сцены агрессивного поведения (взрослый мужчина бил по боксерской груше). Позже
дети имитировали эти агрессивные действия с надувными куклами Бо-Бо (рис. 4.1),
причем совершали их гораздо чаще, чем дети из контрольной группы, которым пока-
зывали другой фильм. Более того, ученые обнаружили, что дети из экспериментальной
группы перестали сдерживать другие виды агрессивного поведения, усвоенные в про-
шлом, которые не демонстрировались в фильме (Bandura, 1963).


Данная книга публикуется на сайте только в целях ознакомления! Все права принадлежат авторам. Администрация сайта не несет ответственность за использование данного материала в иных целях.



Используются технологии uCoz