Глава 4. Социально-когнитивная теория

Агрессивно настроенные белые нападали на мирные демонстрации нег-
ров, отстаивающих свои гражданские права, обвиняя демонстрантов в провокациях
или ссылаясь на особые обстоятельства, но не признавая себя виновными.
Глава 4. Социально-когнитивная теория 93
94 Часть П. Теория и основные понятия
НАУЧЕНИЕ НА МЕДИАМАТЕРИАААХ
И МОДЕЛИРОВАНИИ
Когда положительный персонаж фильма или книги умирает, многие зрители чувст-
вуют, как болезненно сжимается сердце и к горлу подступает комок. А если оказывает-
ся, что герой не умер, а просто был без сознания, очень трудно сдержать слезы радости.
С выходом на экраны кинотеатров в 1970-х годах триллера "Челюсти" зритель-
ный зал буквально взрывался аплодисментами, когда шериф убивал акулу-людоеда.
Тем летом газеты сообщали, что многие люди, отдыхающие на морском побережье,
боялись купаться, опасаясь нападения акул.
Как показывают эти примеры, выражение сильных эмоций или совершение из
ряда вон выходящих поступков персонажами фильмов возбуждающе действует на
психику зрителей. Зрители вспоминают подобные впечатления и переживания,
и такие мысли и образы служат сигналом, запускающим нервное самовозбуждение
{Bandura, 1992; Wilson & Cantor, 1985).
Такое возбуждение не всегда кратковременное. Несколько проведенных исследо-
ваний показали, что последствиями просмотра волнующих фильмов могут быть дли-
тельные эмоциональные реакции, устойчивое отношение и поведение. Яркие впе-
чатления от триллера об акуле-людоеде заставляли многих людей избегать купания
в океане, а те, кто все-таки осмелились зайти в воду, не могли избавиться от чувства
беспокойства и были чрезмерно осторожны. Лет за десять до этого, под воздействи-
ем сцены убийства в душевой комнате в фильме Альфреда Хичкока "Психопат",
многие люди переоборудовали свои ванные.
Существует множество примеров такой сильной реакции испуга, но исследования
показали, что люди обучаются и другим моделям поведения, и некоторые из них могут
быть довольно устойчивыми. Имитация поведения кино- и телегероев помогает зрите-
лям справляться со своими страхами и фобиями, ослабляя их и повышая толерант-
ность (устойчивость) к ним {Bandura, 1982). Зрители учатся ненавидеть то, что ненави-
дят киногерои, и любят то, что этим героям приятно {Bandura, 1986; Duncker, 1938).
ВОСПРИЯТИЕ ТЕХНИК РАЗРЕШЕНИЯ ЗРИТЕЛЯМИ
Ученых также интересует, что происходит, когда зрители видят совершение пер-
сонажами актов насилия и применение ими техник разрешения, описанных в пре-
дыдущем разделе. Как реагируют зрители? Как это на них действует?
Исследования показали, что когда зрители видят сцены насилия, обоснованного
какими-то из упомянутых приемов разрешения, они склонны в дальнейшем приме-
нять насилие к другим людям, которые, по их мнению, заслуживают наказания. Ис-
ходящее от зрителей насилие связывают с санкционированными на экране силовы-
ми методами персонажей {Bandura, Underwood & Fromson, 1975).
СОЦИАЛЬНОЕ КОНСТРУИРОВАНИЕ РЕАЛЬНОСТИ И
КУЛЬТИВАЦИЯ
Некоторые исследования показывают, что телевизионная реальность не всегда
адекватно отражает действительное положение вещей. Некоторые ученые считают,
что у людей, которые много смотрят телевизор, восприятие и убеждения меняются,
приближаясь более к тому миру, который изображен в телепередачах, чем к реаль-
ному миру. Ученые называют такое явление социальным конструированием реально-
сти. Как можно узнать из главы 6, данный феномен — один из аспектов культивации
(разновидности медиавоздействия).
Один из самых убедительных примеров способности телевидения менять вос-
приятие дает тестирование телезрителей, при котором они должны оценить свои
шансы стать жертвой авиакатастрофы или разбойного нападения. В "реальном ми-
ре" такие подобные события случаются довольно редко, в то время как в
"телевизионном мире" они происходят весьма часто. Большинство телезрителей,
особенно те, кто отдавал предпочтение определенным программам, серьезно пере-
оценили свои шансы погибнуть в авиакатастрофе или от рук бандитов.
Некоторые исследования показали, что у постоянных телезрителей, как правило,
вырабатываются неправильные представления под воздействием телевизионных сте-
реотипов (Buerkel-Rothfuss & Mayes, 1981; McGhee & Frueh, 1980; Tan, 1979). В 1981 году
H. Бюркель-Ротфусс и С. Мейз тестировали 290 студентов колледжа, которые каждый
день смотрели мелодрамы, или "мыльные оперы". Студентов просили дать примерную
статистику процентного отношения некоторых профессий (например, врач, юрист,
бизнесмен, рабочий, домохозяйка), заболеваний (депрессия, рак, инфаркт), а также
важных и кризисных жизненных ситуаций (брак, развод, супружеская измена, смерть
близкого человека). Студенты пытались определить, какой процент мужчин и женщин
подпадает под ту или иную категорию. Ученые контролировали такие переменные, как
уровень интеллекта, пол, возраст и самооценка; эксперимент был построен таким об-
разом, чтобы учитывать исключительно воздействие телевидения, но не прочих фак-
торов.


Данная книга публикуется на сайте только в целях ознакомления! Все права принадлежат авторам. Администрация сайта не несет ответственность за использование данного материала в иных целях.



Используются технологии uCoz