Глава 4. Социально-когнитивная теория

Если супруги обнаружи-
вают, что их зарплаты недостаточно для удовлетворения этих потребностей, они
могут оценить ситуацию и заняться поисками более высокооплачиваемой работы.
Затем молодые родители могут осознать, что их занятость мешает им удовлетворить
эмоциональные потребности малыша. В этом случае один из супругов может решить
заняться надомной работой, чтобы уделять ребенку больше внимания. В каждом
случае родители оценивали, регулировали и направляли свое поведение, руково-
дствуясь общей мотивацией или целью.
СПОСОБНОСТЬ К САМОРЕФЛЕКСИИ
Данная способность подразумевает процесс верификации мыслей. Это умение кон-
тролировать правильность собственного мышления. Бандура определил четыре разных
"режима" мысленной проверки правильности суждений и действий (верификации):
инактивный, замещающий, побуждающий и логический (Bandura, 1986,1994).
В шшктивном режиме индивид оценивает согласованность между образом мыслей
и результатами своих действий. Например, девочка думает, что может стать олимпий-
ской чемпионкой по гимнастике, но на первой же тренировке обнаруживается, что она
абсолютно неспортивна. Тренер советует ей забыть о спорте и добиваться успеха в
другом роде деятельности. В этом случае девочка должна пересмотреть свой образ
мыслей, поскольку он не согласуется с ее действиями. Если же, наоборот, она проявит
незаурядные спортивные данные, тренер может сказать ей, что при условии упорных
тренировок девочка имеет шанс выиграть Олимпиаду. В таком случае действия девоч-
ки подтверждают правильность ее мыслей, обеспечивая верификацию.
В замещающем режиме наблюдение деятельности других людей и ее последствий
служит средством подтверждения правильности собственного мышления. Хорошим
примером может служить воздействие телепередач. Предположим, некая женщина
живет в обществе, в котором женщины полностью подчинены мужчинам и считаются
низшими во всех отношениях существами. Эта женщина думает, что подобное поло-
жение существует во всем мире. Затем в ее деревню приходит телевидение. Первое, что
она видит, — женщина-телерепортер. Она переключает канал и смотрит, как едва оде-
тая принцесса Ксена расправляется с десятком здоровенных мужчин. Можно себе
представить, каково удивление этой женщины! Конечно же, подобный шок может
привести к тому, что ее понятие о женской неполноценности будет пересмотрено.
Эффективная реклама — самый лучший пример побуждающего режима, особен-
но если это рекламный ролик, персонажа которого убеждают в преимуществах но-
вого изделия. Оно немного дороже, но значительно качественнее старого, поэтому
герой ролика делает выбор в пользу нового изделия. Несмотря на более высокую це-
ну нового товара, телезрителя убеждает пример персонажа рекламного ролика, и он
может купить рекламируемый товар.
В последнем режиме верификации мышления, относящемся к саморефлексии, логи-
ческом, средством верификации служат ранее усвоенные правила умозаключения. Пред-
положим, что телезрителю, которого убедили покупать новый товар, он настолько по-
нравился, что тот решает попробовать дорогие изделия других марок. Затем телезритель
убеждается, что высокая цена, независимо от марки изделия, означает более высокое ка-
чество. Этот новый образ мышления — результат логических умозаключений.
Глава 4. Социально-когнитивная теория 87
88 Часть II. Теория и основные понятия
В свете социально-когнитивной теории.
"Внутренняя направленность не является движущей силой человеческого поведения, равно
как оно не формируется и не контролируется автоматически внешними раздражителями.
Скорее, деятельность человека объясняется моделью тройной взаимообусловленности, в ко-
торой поведение, когнитивные и другие индивидуальные факторы, а также явления внешней
среды функционируют в качестве взаимно определяющих друг друга элементов. С этой точки
зрения природа личности определяется количеством основных способностей".
— Альберт Бандура, 1986
ЗАМЕСТИТЕЛЬНАЯ СПОСОБНОСТЬ
Это свойство человека, способность к опосредствованному обучению на опыте
других людей, подчеркивает потенциальное социальное воздействие СМИ — как по-
зитивное, так и негативное. Что касается позитивного социального воздействия, за-
местительная способность позволяет индивиду обучаться различным полезным мо-
делям поведения из книг или телепередач, где эти модели представлены. С другой
стороны, из СМИ люди также узнают и обучаются моделям асоциального поведения,
о которых они бы не узнали из других источников.
НАУЧЕНИЕ И МОДЕЛИРОВАНИЕ ПУТЕМ НАБЛЮДЕНИЯ
В теории социального научения и социально-когнитивной теории большое зна-
чение придается концепции научения путем наблюдения. Человек наблюдает за дей-
ствиями других людей и последствиями этих действий и обучается тем поведенче-
ским моделям, которые видит. Затем человек может воспроизводить усвоенные та-
ким образом модели поведения.
МОДЕЛИРОВАНИЕ
Феномен воспроизведения моделей поведения, иначе известный как моделирова-
ние, включает четыре процесса: внимание, запоминание (сохранение), моторное вос-
произведение и мотивация (Bandura, 1986, 1994).


Данная книга публикуется на сайте только в целях ознакомления! Все права принадлежат авторам. Администрация сайта не несет ответственность за использование данного материала в иных целях.



Используются технологии uCoz