Глава 13. Страх и тревога, вызванные медиапродукцией

Д. Зиллман и Р. Гибсон писали:
"Нормы поведения мальчиков и мужчин предполагают, что фильмы ужасов не должны
их пугать. Демонстрация умения не поддаваться страху должна доставлять им удовольст-
вие и производить благоприятное впечатление на окружающих. Таким образом, чувство
удовлетворения имеет внутреннее происхождение и социальный характер. Норма для де-
вочек и женщин, напротив, предполагает, что они должны испытывать испуг и соответ-
ствующим образом выражать свои чувства. Демонстрация женщинами адекватной чувст-
вительности — огорчения, отвращения и презрения — приносит им удовольствие и про-
изводит благоприятное впечатление на окружающих. Опять-таки, чувство удовлетворе-
ния имеет внутренний характер и социальную природу" {Zillmann & Gibson, 1996, p. 28).
ОПРЕДЕЛЕНИЕ СТЕПЕНИ СТРАХА
Социологи применяют различные методы для определения интенсивности страха
и тревоги при просмотре фильмов ужасов. Как при исследованиях взрослых, так и при
исследованиях детей, ученые пришли к выводу, что самоотчет и измерение физиологи-
ческой реакции — наиболее эффективные методы определения степени страха.
Что касается самоотчета, то участникам эксперимента показывают неприятные
или устрашающие эпизоды из фильмов, а затем просят выбрать те слова и фразы из
предложенных, которые наилучшим образом описывают их реакцию. Взрослых, на-
пример, просят определить уровень тревожности или состояние тревоги, которое
они испытали (Lazarus, Speisman, Mordkoff & Davidson, 1962). Другие показатели, та-
кие как уровень эмоционального напряжения или возбуждения, дают дополнитель-
ную информацию. В последние годы взрослых просили вспомнить эпизоды из книг
и передач, которые испугали их в детстве (Hoekstra, Harris & Helmick, 1999; Harrison &
Cantor, 1999). Самоотчеты детей должны быть более простыми. Обычно исследова-
тели просят детей определить интенсивность своей эмоциональной реакции, выбрав
один из предложенных вариантов ответов, например, как сильно они были испуга-
ны или встревожены после просмотра той или иной пугающей или беспокоящей
сцены (Sparks & Cantor, 1986). Иногда детей просят определить, насколько страшной
была программа (Osborn & Endsley, 1971), или сказать, испытывали ли они негатив-
ные сенсорные реакции под воздействием увиденных сцен (Wilson & Cantor, 1985).
При определении интенсивности страха используется несколько физиологических
характеристик. У взрослых обычно измеряется частота сердечных сокращений и кожная
электропроводимость внутренней поверхности ладоней (Falkowski & Steptoe, 1983; Koriat,
Melkman, Averill & Lazarus, 1972). Когда объектом исследования выступают дети, измеря-
ется частота сердечных сокращений, температура кожи, а также анализируется проявле-
ние реакции страха через соответствующее выражение лица (Wilson & Cantor, 1987).
РЕАКЦИЯ СТРАХА У ДЕТЕЙ
На протяжении определенного периода одним из направлений исследований было
исследование непосредственных и кратковременных реакций страха и тревоги у детей,
а также более пролонгированная реакция на средства массовой информации, будь то ки-
242 Часть III. Основные направления исследований
но, радио или телевидение. После тщательного изучения научной литературы по про-
блеме, Джоанна Кантор оценила проанализированные данные следующим образом:
"В совокупности данные исследований показывают, что преходящая реакция страха
на сильные медиараздражители вполне типична, что значительная часть аудитории
испытывает продолжительное эмоциональное напряжение и что у меньшей, но суще-
ственной части аудитории, состоящей из особо восприимчивых зрителей, наблюдается
интенсивная реакция слабости" (Cantor, 1994, р. 219).
Что касается других важных и специфических научных находок, исследования
показали, что родители обычно не осознают того, что их дети испытывают сильный
страх, или недооценивают интенсивность или значимость страха своих детей {Cantor
& Reilly, 1982). Наконец, исследования, проводившиеся на протяжении определен-
ного периода времени, убедительно доказали, что на самом деле детям нравится ис-
пытывать испуг, вызванный фильмами и другими передачами, однако, пытаясь объ-
яснить данное явление, разные авторы называли различные причины.


Данная книга публикуется на сайте только в целях ознакомления! Все права принадлежат авторам. Администрация сайта не несет ответственность за использование данного материала в иных целях.



Используются технологии uCoz