Глава 13. Страх и тревога, вызванные медиапродукцией

Ученые считают, что подобного рода информация выполняла
определенные функции. Когда люди сталкивались с какими-то загадочными явле-
ниями, они придумывали мифы или легенды, чтобы каким-то образом объяснить их
(Levin, 1960). Кроме того, вполне вероятно, что такие истории позволяли детям
"потренироваться" в управлении своими эмоциями в безопасной обстановке, под
защитой своих родителей. Возможно, ритуализированное использование устра-
шающих историй в разных культурах давало возможность молодым людям научиться
сдерживать свой страх.
С началом эпохи рационализма в XVIII веке аудитория стала относиться к исто-
риям о сверхъестественном не столь доверчиво, однако романтические тенденции
в искусстве XIX века способствовали возрождению интереса к жанру устрашающих
и мистических историй. Аудитория той эпохи все же сознавала, что устрашающие
истории — не более чем вымысел. Читатели готических романов, как и зрители со-
временных фильмов ужасов, искали острых ощущений.
Глава 13. Страх и тревога, вызванныемедиапродущией 239
Новую, опасную тенденцию в жанр романов ужасов в середине XIX века внес
Эдгар По. Вместо невероятных чудовищ главными персонажами произведений
Э. По стали психически больные люди, совершающие вполне реалистические пре-
ступления. Читатели рассказов По боялись не потусторонних сил, а психопатов
и маньяков-убийц.
Эволюция жанра продолжалась в XX веке. В 1931 году на киноэкраны вышли
классические фильмы ужасов, такие как "Дракула" и "Франкенштейн". Наиболее
известный случай массовой реакции страха, о котором уже упоминалось, произошел
30 октября 1938 года во время трансляции радиопостановки романа Г. Уэллса
"Война миров". Спектакль, построенный в форме объявлений, прерывающих обыч-
ные передачи, напугал радиослушателей эпохи Депрессии сообщением о захвате
Земли марсианами. X. Кантрил {Cantril, 1940) исследовал реакции людей во всех
США, однако не смог установить ни одной переменной, которая бы вызвала страх.
Тем не менее, исследователь пришел к выводу, что реакции страха способствовала
недостаточная критичность восприятия. Кэнтрил обнаружил, что на восприятие со-
общения о вторжении марсиан как вымышленного или реального влияли личност-
ные характеристики и другие психологические факторы.
В 1940-х и 1950-х годах более устрашающими стали комиксы. Молодое поколе-
ние 1950-х выросло на страшных "Историях из склепа". В 1950-х и 1960-х годах чрез-
вычайно популярными стали фильмы ужасов, такие, например, как "Психопат"
Альфреда Хичкока.
В последние годы фильмы и романы ужасов стали еще более зрелищными —
больше крови, ран, больше реализма, и аудитории, по всей видимости, это при-
шлось по вкусу. Стивен Кинг, автор романов ужасов, стал одним из наиболее ус-
пешных писателей в истории литературы. Кинг принадлежит к тем немногим на
сегодняшний день элитным авторам, чьи книги становятся бестселлерами еще до их
появления на полках книжных магазинов. Столь же популярными и кассовыми ста-
ли фильмы ужасов, например "Пятница, 13", "Хэллоуин", "Кошмар на улице Вязов"
и более поздний фильм "Крик", продолжение которых радует поклонников жанра.
Новые спецэффекты, появляющиеся благодаря техническому прогрессу, делают
пугающие сцены в этих популярных фильмах еще более зрелищными и натурали-
стическими. Спецэффекты используются для создания более реалистичных
"ужасов" и на телевидении, в таких популярных сериалах, как "Секретные материа-
лы" и "Баффи — победительница вампиров".
Жанр ужасов определяется как истории, "характеризующиеся страхом перед не-
кой неопределенной угрозой реальному существованию и отвращением перед воз-
можными последствиями того, что угрожает..., возможно, источник угрозы является
сверхъестественным по происхождению" {Tamborini & Weaver, 1996). Другими сло-
вами, фильмы и романы ужасов вызывают сильный страх. Какое-нибудь существо
из потустороннего мира или нечто другое угрожает жизни персонажей, а характер
смерти или же ее последствия вызывают отвращение.
Несмотря на чувство страха и отвращения, фильмы ужасов воспринимаются ауди-
торией как развлечение — зрители хотят, чтобы их пугали.


Данная книга публикуется на сайте только в целях ознакомления! Все права принадлежат авторам. Администрация сайта не несет ответственность за использование данного материала в иных целях.



Используются технологии uCoz