Свой Круг
Журналистика и СМИ
Глава 13. Страх и тревога, вызванные медиапродукцией
По мере того, как зритель обучается различению медиапро-
дукции и событий реальной жизни, интенсивность эмоциональных реакций на со-
держание массовой информации снижается до определенного уровня.
Концепция различения раздражителей не находит стопроцентного подтвержде-
ния данными научных исследований, потому что многие взрослые зрители испыты-
вали страх под воздействием медиаизображений, несмотря на осознание того, что
показанные события и явления — не более чем вымысел {Johnson, 1980). Дополни-
тельные исследования показали, что даже при регулярном просмотре фильмов ужа-
сов и другой устрашающей медиапродукции реакция страха не обязательно стано-
вится слабее (Feilitzen, 1975; Cantor & Reilly, 1982; Sapolsky & Zillmann, 1978).
Мотивация зрителя
Исследователи утверждают, что взрослые зрители могут в значительной мере
контролировать свои реакции на содержание телепередач. Для усиления или ослаб-
ления реакции страха, вызванной воздействием СМИ, можно применять опреде-
ленные когнитивные методы {Zillmann, 1978, 1982). Например, зрители, которые
ищут острых ощущений, могут умышленно "забыть", что показанные события -
просто игра актеров. С другой стороны, те зрители, которые хотят свести свой страх
до минимума, могут постоянно напоминать себе, что это всего лишь кино.
Еще один фактор, мотивирующий просмотр телепередач, — приобретение ин-
формации. Исследования показали, что те члены аудитории, которые смотрят теле-
визор, руководствуясь данной целью, как правило, обращают больше внимания на
содержание телевизионных программ, поэтому испытывают большее эмоциональ-
ное возбуждение. Во многих экспериментах в качестве раздражителей использова-
лись документальные фильмы, так как исследования показали, что изображения ре-
альных актов насилия вызывают большее возбуждение, чем те программы, о кото-
рых известно, что их содержание — вымысел (Geen, 1975; Geen & Rakosky, 1973).
Факторы, воздействующие на эмоциональную реакцию зрителей
Исследования показали, что у членов аудитории, которые перед просмотром
волнующей или тревожной сцены уже находятся в состоянии возбуждения, Сохраня-
ется некое "остаточное возбуждение", которое комбинируется с эмоциональными
реакциями на сцены фильма, порождая еще более сильные эмоциональные реак-
ции. Данный феномен объясняется так называемой теорией переноса возбуждения
(Zillmann, 1978; Cantor, Zillmann & Bryant, 1975; Zillmann, Mody & Cantor, 1974). Вызы-
вающие эмоциональное возбуждение ситуации могут быть связанными или не иметь
ничего общего друг с другом, происходить одновременно или в разное время, однако
перенос возбуждения имеет место, если только другие факторы не отвлекают зрите-
ля или каким-либо другим образом не препятствуют процессу переноса (Girodo &
Pellegrini, 1976; Schachter & Singer, 1962).
Яркий пример переноса возбуждения в действии — особые технические приемы,
используемые режиссерами фильмов для усиления состояния неопределенности.
Например, очень большое значение имеет звуковое оформление: различные виды
Глава 13. Страх и тревога, вызванные медиапродущией 247
музыки могут создавать разное настроение и регулировать возбуждение, обуславли-
вая, таким образом, эмоциональное воздействие фильма (Thayer & Levenson, 1983).
Еще одним эффективным приемом может служить намек или предупреждение об
опасности, угрожающей персонажам. Эксперименты показали, что взрослые силь-
нее огорчаются в том случае, если они заранее извещены о неприятном событии
(Cantor, Ziemke & Sparks, 1984; Nomikos, Opton, Averill & Lazarus, 1968), а дети больше
пугаются во время ожидания страшного события (Hoffnerd Cantor, 1990).
ВОЗРАСТНЫЕ И ПОЛОВЫЕ РАЗЛИЧИЯ
Одними из наиболее важных факторов, определяющих реакции зрителя на уст-
рашающую медиапродукцию, выступают его возраст и пол. Недавний мета-анализ
исследований по проблеме страха как следствия потребления медиаинформации,
которые проводились за период с 1987 по 1996 год, подчеркнул важность тендерных
и возрастных различий, так как обнаружилось, что женщины выказывали более
сильный страх, чем мужчины, и интенсивность проявлений страха с возрастом уве-
личивалась (Реек, 1999).
Данная книга публикуется на сайте только в целях ознакомления! Все права принадлежат авторам. Администрация сайта не несет ответственность за использование данного материала в иных целях.