Свой Круг
Журналистика и СМИ
Глава 13. Страх и тревога, вызванные медиапродукцией
Ви-
зуальная десенсибилизация позволяет постепенно подготовить детей к восприятию уст-
рашающей медиапродукции. В одном из исследований детям показывали резинового
тарантула, чтобы они не испугались при просмотре эпизода, в котором фигурировали
настоящие большие пауки (Wilson, 1987). Просмотр снятой на видео сцены гримиро-
вания актера, играющего Халка, также служил целям визуальной десенсибилизации.
250 Часть III. Основные направления исследований
Физические действия — еще одна разновидность некогнитивных копинг-
стратегий. Некоторые дети боятся меньше, если во время просмотра устрашающих
сцен прижимают к себе любимую игрушку. Еда и питье во время просмотра тревож-
ных фильмов и передач, как показали эксперименты, также снижают страх, однако
некоторые ученые утверждают, что таким образом дети просто отвлекаются от не-
приятного содержания передачи {Manis, Keating & Morison, 1980). Некоторые дети за-
крывают глаза руками (Wilson, 1989), однако исследования показали, что только ма-
ленькие дети использовали этот прием с целью редукции страха; дети более стар-
шего возраста при этом испытывали еще более сильный страх.
ВИДЫ КОГНИТИВНЫХ СТРАТЕГИЙ
Как упоминалось выше, использование когнитивных стратегий преимуществен-
но присуще детям старшего возраста, что объясняется уровнем их развития. Когда
детей просят учитывать, что показанные на экране события не имеют ничего общего
с действительностью, вероятность испуга уменьшается. Если в СМИ изображается
дысокореалистичная угроза, одной из самых эффективных когнитивных копинг-
с гратегий будет предоставление обнадеживающей информации о том, что упомяну-
тая угроза представляет минимальную опасность.
Исследования показали, что когнитивные стратегии могут быть модифицирова-
ны для использования маленькими детьми, чтобы повысить их эффективность в ре-
дукции страха, вызванного продукцией СМИ. Детям можно предоставлять как вер-
бальную, так и визуальную информацию (Cantor, Sparks & Hoffner, 1988), также мож-
но их успокоить простыми ободряющими словами (Уилсон, 1987).
РЕЗЮМЕ
Реакция страха на медиапродукцию у взрослых и особенно у детей была и остается
предметом одного из направлений в области исследований медиавоздействия. Эффек-
тивными при проведении исследований по данной проблеме оказались такие методы,
как самоотчет и измерение физиологических реакций.
Научный поиск помог выявить несколько важных фактов. Как правило, страх,
вызванный медиапродукцией, быстро проходит, однако иногда реакция страха мо-
жет быть более продолжительной. Реакция страха оказывает парализующее действие
на психику только в немногих случаях. Родители обычно не осознают степени стра-
ха, переживаемого своими детьми, который вызван воздействием СМИ. Наконец,
исследования показали, что до определенной степени детям нравится испытывать
страх, вызванный фильмами и другой медиапродукцией.
В 1930-х и 1940-х годах некоторые ученые под эгидой Фонда Пейна и в рамках
исследований феномена массовой паники, вызванной трансляцией радиопостанов-
ки романа Г. Уэллса "Война миров", изучали реакцию страха у кинозрителе^ л ра-
диослушателей. В 1950-х и 1960-х годах исследователи сосредоточились на содержа-
нии кинофильмов и телепередач и их пролонгированном воздействии на зрителей.
Исследования, проведенные в 1970-х и 1980-х годах, помогли выявить широкую
распространенность реакции детского страха, вызванного СМИ. Современные ис-
Глава 13. Страх и тревога, вызванныемедиапродукцией 251
следования направлены на разработку методов редукции или даже предотвращения
реакции страха у детей.
Притягательность устрашающей медиапродукции можно объяснить с помощью
механизма переноса возбуждения. Под этим подразумевается процесс перенесения
физиологического возбуждения, что позволяет зрителям испытывать большее удо-
вольствие от просмотра пугающих сцен.
Зрители испытывают страх, несмотря на осознание того, что им не угрожает
опасность. Согласно учению об условных рефлексах, определенные раздражители
вызывают соответствующие реакции, а сходные с ними раздражители вызывают по-
добные, хотя и не столь сильные реакции.
Данная книга публикуется на сайте только в целях ознакомления! Все права принадлежат авторам. Администрация сайта не несет ответственность за использование данного материала в иных целях.