Глава 13. Страх и тревога, вызванные медиапродукцией

Феномен страха как раз-
влечения привлек внимание отдельных исследователей, занимающихся проблемой
воздействия массовой коммуникации. Были предприняты попытки объяснения
сложных процессов, превращающих неприятные, пугающие истории в популярное
развлечение.
240 Часть III. Основные направления исследований
ТЕОРИИ ПРИТЯГАТЕЛЬНОСТИ СТРАХА
В предыдущем разделе говорилось о том, что мифы и истории использовались мно-
гими поколениями, чтобы помочь людям научиться контролировать страх. Кроме дан-
ной точки зрения, существуют и другие гипотезы, предложенные учеными в качестве
объяснения притягательности страшных историй. Д. Зиллман и Р. Гибсон (Zillmann &
Gibson, 1996) представили прекрасное резюме различных гипотез по указанной проблеме.
Наиболее популярной была и остается гипотеза катарсиса. Согласно данной ги-
потезе, при просмотре натуралистических сцен насилия или при чтении соответст-
вующих книг люди очищаются, т.е. избавляются от своих собственных агрессивных
наклонностей. Некоторые утверждают, что такое очищение доставляет удовольствие
(Clarens, 1967). Отдельные авторы считают избавление от индивидуальных страхов
и тревог одним из аспектов катарсиса (Douglas, 1966; Tudor, 1989). Также предпола-
гается, что превращения, происходящие с существами из многих фильмов ужасов,
обеспечивают катартическое облегчение для подростков, испытывающих физиче-
ские изменения в период полового созревания (Evans, 1984).
Иногда для объяснения катартического воздействия фильмов ужасов используются
такие термины, как "идентификация" и "опосредствованный опыт". Некоторые авто-
ры считают, что зрители получают садистское удовлетворение, отождествляя себя с чу-
довищами и убийцами (King, 1981). Таким образом зрители могут опосредствованно
приобщиться к табуированному опыту (Wood, 1984). Повышенная тревожность отно-
сительно некоторых действий (особенно связанных с сексом, сцены которого часто
встречаются в фильмах ужасов) находит выражение и даже снимается при просмотре
фильмов ужасов или чтении устрашающих историй (Deny, 1987).
Еще одно объяснение притягательности устрашающих историй предложено
Д. Берлином (Berlyne, 1967, 1971), считающим, что страх выступает необходимым
негативным опытом, прекращение которого приносит зрителю чувство облегчения.
Д. Зиллман и Р. Гибсон писали о данной точке зрения следующее:
"Именно прекращение этого мучительного состояния должно вызвать чувство прият-
ного облегчения. С этой точки зрения наслаждение ужасом сродни удовольствию, ис-
пытываемому при внезапном прекращении зубной боли — это дает людям надежду на
повторение подобного опыта" (Zillmann & Gibson, 1996, p. 26).
Р. Розенбаум (Rosenbaum, 1979) предложил объяснение притягательности устра-
шающих медиаматериалов с ярко выраженным религиозным подтекстом: людям нра-
вятся фильмы ужасов, потому что они основаны на идее существования могуществен-
ного сверхъестественного Нечто, способного победить злые силы. В конечном счете,
зрители испытывают чувство "духовной безопасности" (Zillmann & Gibson, 1996, p. 27).
Д. Зиллман (Zillmann, 1991a, 1991b) называет фильмы ужасов устрашающими, по-
тому что они вызывают эмпатическую реакцию по отношению к жертвам и опасение
оказаться на их месте. Другими словами, зрители отождествляют себя с жертвами и
опосредствованно испытывают те же эмоции. Кроме того, фильмы ужасов пугают
зрителей, потому что они боятся оказаться в подобной ситуации. Наконец, фильмы
ужасов обычно имеют счастливый конец, что нравится зрителям.
Д. Зиллман назвал свое собственное объяснение притягательности фильмов ужа-
сов "гендерно-социализаторским подходом". Данная гипотеза в значительной мере
отличается от всех предыдущих точек зрения. Зиллман заметил, что мужчины
Глава 13. Страх и тревога, вызванные медиапродущией 241
и женщины по-разному реагируют на фильмы ужасов, и удовольствие, испытывае-
мое при просмотре подобного рода фильмов, частично обусловлено адекватной ре-
акцией на пугающие и тревожные сцены.


Данная книга публикуется на сайте только в целях ознакомления! Все права принадлежат авторам. Администрация сайта не несет ответственность за использование данного материала в иных целях.



Используются технологии uCoz