Глава 13. Страх и тревога, вызванные медиапродукцией

Hillsdale, NY: Erlbaum, p. 231. Cantor, J., Wilson, B.J. & Hoflher, С
(1986). Emotional responses to a televised nuclear holocaust film. Communication Research, 13, 257—277.
Источником таких различий выступает когнитивное развитие детей. Приблизи-
тельно до семилетнего возраста дети запоминают и категоризируют объекты, ориен-
тируясь по их явно выраженным качествам, которые можно воспринять. После семи
лет такой тип когнитивной организации заменяется другим, основанным на поняти-
ях или функциях объектов, а не исключительно на их физических характеристиках
(Birch & Bortner, 1966; Melkman, Tversky & Baratz, 1981). Поэтому по мере взросления
ребенка он все больше начинает реагировать на реалистичную медиапродукцию, чем
на явно вымышленную или нереальную (Flavell, 1963; Kelly, 1981; Morison & Gardner,
1978; Cantor & Sparks, 1984).
Хорошим примером различий в когнитивном развитии и реакциях страна удетей
может послужить экспериментальное исследование, где использовалась телепереда-
ча Incredible Hulk ("Невероятный Халк"). Г. Спаркс и Дж. Кантор (Sparks & Cantor,
1986) обнаружили, что дошкольники испытывали сильный страх каждый раз, когда
персонаж, выглядевший вполне заурядным человеком, превращался в Халка, зеле-
ного великана. Дети постарше не боялись этого превращения, так как сознавали, что
огромное существо борется со злом.
Глава 13. Страх и тревога, вызванные медиапродукцией 249
Другим прекрасным примером может быть опрос, проведенный в 1980-х годах,
после телевизионной премьеры фильма-катастрофы Day After ("На следующий
день"). В фильме показан город в Канзасе, оказавшийся в эпицентре ядерного взры-
ва, со всеми вытекающими отсюда последствиями, хотя увечья и раны людей, по
сравнению с другими фильмами этого жанра, были изображены достаточно сдер-
жанно. Дж. Кантор, Б. Уилсон и К. Хоффнер опрашивали зрителей по телефону ве-
чером того же дня, когда показывали фильм. Ученые выяснили, что меньше всего
фильм воздействовал на маленьких детей, в то время как дети старше 12 лет, так же
как и их родители (что объясняется соответствующим уровнем когнитивного разви-
тия), испытывали сильную тревогу. Кантор и ее коллеги пришли к следующему за-
ключению: "Такой факт объясняется тем, что эмоциональное воздействие фильма
является результатом размышлений о возможной гибели Земли в том виде, в кото-
ром мы привыкли ее воспринимать — идея, которую маленький ребенок не в со-
стоянии постигнуть" {Cantor, Wilson & Hoffner, 1986, p. 234).
КОПИНГ-СТРАТЕГИИ В ОТНОШЕНИИ СТРАХА
Как и следовало ожидать, те самые различия в уровне развития и половой при-
надлежности, которые обуславливают различия в реакции страха у детей, определя-
ют также и выбор копинг-стратегий (способов совладания. — Прим. ред.) в отноше-
нии страха, хотя половая принадлежность при этом играет менее существенную роль
(Cantor, 2001). Различные копинг-стратегии выявили свою эффективность на разных
этапах развития, давая возможность редукции страха, вызванного соответствующим
медиасодержанием, или даже предотвращая его.
Копинг-стратегии в отношении страха можно разделить на две категории: неког-
нитивные и когнитивные (Cantor, 1994). Некогнитивные стратегии, не требующие от
зрителя обработки вербальной информации, оказались эффективными примени-
тельно к дошкольникам. Когнитивные стратегам, требующие активации когнитив-
ных процессов (например, обсуждение страха), действенны, как правило, примени-
тельно к учащимся младших классов и старше, хотя некогнитивные стратегии при
этом также успешно применяются. Исследования показали, что девочки-подростки,
по их словам, в отличие от мальчиков, предпочитают некогнитивные стратегии, од-
нако различия, обусловленные половой принадлежностью, не могут определяться
только предпочтением тех или иных копинг-стратегий (Hoffner, 1995; Valkenburg,
Cantor & Peeters, 2000).
ВИДЫ НЕКОГНИТИВНЫХ СТРАТЕГИЙ
Для того, чтобы помочь детям справиться со страхом, вызванным воздействием ме-
диапродукции, используются следующие виды некогнитивных копинг-стратегий.


Данная книга публикуется на сайте только в целях ознакомления! Все права принадлежат авторам. Администрация сайта не несет ответственность за использование данного материала в иных целях.



Используются технологии uCoz