Свой Круг
Журналистика и СМИ
Глава 13. Страх и тревога, вызванные медиапродукцией
В реальной жизни страх вызывается тремя категориями раздражителей, которые
находят отражение и в СМИ: 1) разного рода опасности и увечья; 2) искажение есте-
ственных форм; 3) восприятие опасности и страха через опыт других людей.
Важнейшим фактором, обуславливающим реакцию страха у детей, выступает
возраст, что объясняется значительной разницей в уровне когнитивного развития.
Именно уровень развития ребенка определяет способность отличать вымысел от ре-
альности. Маленькие дети (от трех до восьми лет) страшатся раздражителя как тако-
вого независимо от того, насколько он реален или нереален. Дети постарше (от девя-
ти до двенадцати лет) больше боятся не столько самого по себе опасного объекта или
явления, сколько того, что с ними может случиться. Дети старше 12 лет боятся более
абстрактных явлений и проблем, которые могут причинить им психологический
вред помимо или вместо физического.
Исследователи идентифицировали различные виды раздражителей, вызывающие
испуг у детей разного возраста. Чудовища, привидения, сверхъестественные сущест-
ва, темнота, животные, создания странного вида и быстродвижущиеся существа, как
правило, вызывают испуг у детей в возрасте от трех до восьми лет. Дети от девяти до
двенадцати лет больше боятся физических повреждений или смерти, которая грозит
им или их близким. Дети старше 12 также боятся грозящих им лично опасностей,
однако, кроме того, они испытывают социальное давление вообще и давление со
стороны своих сверстников в частности, что сопровождается определенными разно-
видностями страха, а также испытывают беспокойство по поводу таких глобальных
тем, как политика, экономика или окружающая среда.
Различают три важные категории факторов, обуславливающих эмоциональные
реакции зрителей на устрашающие сцены: 1) реалистичность изображения;
2) мотивация зрителя; 3) другие факторы, воздействующие на эмоциональное со-
стояние зрителя.
Виды копинг-стратегий в отношении страха можно разделить на две категории:
некогнитивные и когнитивные. Когнитивные стратегии требуют активации когни-
тивных процессов (например, обсуждение страха). Эти стратегии действенны, в ос-
новном, применительно к учащимся младших классов и старше, хотя некогнитив-
ные методы также успешно ими применяются. Визуальная десенсибилизация и фи-
зические действия — разновидности некогнитивных методов. Как правило, они эф-
фективны применительно к маленьким детям.
252 Часть III. Основные направления исследований
БИБЛИОГРАФИЯ
Berlyne, D.E. (1967). Arousal and reinforcement. In D. Levine (Ed.), Nebraska Symposium on
Motivation (Vol. 15, pp. 1—110). Lincoln: University of Nebraska Press.
Berlyne, D.E. (1971). Aesthetics andpsychobiology. Englewood Cliffs, NJ: Prentice Hall.
Birch, H.B. & Bortner, M. (1966). Stimulus competition and category usage in normal children.
Journal of Genetic Psychology, 109, 195-204.
Blumer, H. (1933). Movies and conduct. New York: Macmillan.
Bowlby, J. (1973). Separation: Anxiety and anger. New York: Basic Books.
Buzzuto, J.C. (1975). Cinematic neurosis following The Exorcist. Journal of Nervous and Mental
Disease, 161, 43-48.
Cantor, J. (1994). Fright reactions to mass media. In J. Bryant & D. Zillmann (Eds.), Media effects:
Advances in theory and research (pp. 213—245). Hillsdale, NJ: Erlbaum.
Cantor, J. (1998). "Mommy, I'm scared": How TV and movies frighten children and what we can do to
protect them. San Diego, CA: Harvest/Harcourt.
Cantor, J. (in press). Fright reactions to mass media. In J. Bryant & D. Zillmann (Eds.), Media effects:
Advances in theory and research. Mahwah, NJ: Erlbaum.
Cantor, J. & Reilly, S. (1982). Adolescents' fright reactions to television and films. Journal of
Communication, 32 (1), 87-99.
Cantor, J. & Sparks, G.G. (1984), Children's fear responses to mass media: Testing some Piagetian
predictions. Journal of Communication, 34 (2), 90—103.
Cantor, J., Sparks, G.G. & Hoffner, C. (1988). Calming children's television fears: Mr. Rogers vs.
Данная книга публикуется на сайте только в целях ознакомления! Все права принадлежат авторам. Администрация сайта не несет ответственность за использование данного материала в иных целях.