Глава 13. Страх и тревога, вызванные медиапродукцией


Данная категория — единственная, вызывающая непрямую реакцию на устра-
шающую медиапродукцию. Другими словами, страх, переживаемый персонажами
в опасных ситуациях, вызывает испуг у зрителей.
Лабораторные исследования показали, что эмпатия не есть нечто данное, но раз-
вивается с возрастом и связана с приобретением ролевых навыков (Feshback, 1982;
Selman & Byrne, 1978). Исследования показали, что дошкольники не столь интен-
сивно сопереживают испуг персонажей, но больше подвержены непосредственному
воздействию раздражителей, в то время как дети более старшего возраста (от девяти
Глава 13. Страх и тревога, вызванные медиапродукцией 245
до одиннадцати лет), согласно наблюдениям, испытывают страх уже при виде выра-
жения страха на лицах персонажей и не видя самого раздражителя, вызывающего
такую реакцию (Wilson & Cantor, 1985).
Другой механизм, обуславливающий непрямую реакцию страха, — опосредован-
ный опыт. Данный механизм объясняет испуг зрителей в таких сюжетных позициях,
когда персонажи не испытывают страха, потому что не осознают нависшей над ни-
ми опасности. Использование приема неопределенности рассчитано на то, что зри-
тели могут находиться в напряжении и беспокоиться о том, что с персонажем, с ко-
торым они отождествляют себя или установили эмпатическую связь, может про-
изойти нечто ужасное {Zillmann, 1980; Dysinger & Ruckmick, 1933; Leishmann, 1981;
Tannenbaum & Gaer, 1965). Испуг, возникающий в результате такого опосредство-
ванного опыта, может быть результатом сепарационной тревоги — страха, что над-
вигающаяся опасность разлучит зрителя с персонажем (Bowlby, 1973).
ФАКТОРЫ, ОБУСЛАВЛИВАЮЩИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНУЮ РЕАКЦИЮ
Дж. Кантор также определила три важные категории факторов, обуславливаю-
щих эмоциональную реакцию зрителей на устрашающие сцены: (1) реалистичность
изображения; (2) мотивация зрителя; (3) другие факторы, воздействующие на эмо-
ции зрителя (Cantor, 1994, р. 225).
Реалистичность изображения
Если фильм снят реалистично и сцены ужасов выглядят очень правдоподобно, то
эмоциональная реакция зрителей, как правило, бывает чрезвычайно бурной. Этот фе-
номен называется генерализацией раздражителей. Данное понятие относится к сходству
между реальными условными и безусловными раздражителями и их медиарепрезента-
циями. Чем больше сходство между реальной жизнью и происходящими на экране со-
бытиями, тем интенсивнее будет генерализованный раздражитель и, соответственно,
тем интенсивнее будет вызванный им страх или иная эмоциональная реакция. Фено-
мен генерализации раздражителя объясняет, почему люди сильнее реагируют на доку-
ментальные сцены насилия, чем, например, на сцены насилия из мультфильмов или
кукольных спектаклей (Gunter & Furnham, 1984; Osborn & Endsley, 1971; Surbeck, 1975).
Интенсивность эмоциональных реакций на содержание телепередач также обуславли-
вается индивидуальными страхами зрителей. Дети, например, больше пугаются тех
медиаситуаций, с которыми они могут отождествить себя, которые соответствуют
имеющемуся у них личному опыту. Экспериментальные исследования подтвердили,
что индивидуальные страхи и связанный с ними реальный опыт усиливают реакцию
индивида при предъявлении соотнесенных с ними материалов (Hare & Bevings, 1975;
Sapolsky & Zillmann, 1978; Weiss, Katkin & Rubin, 1968).
Также было обнаружено, что выраженность эмоциональных реакций членов ме-
диа-аудитории зависит от успешности различения раздражителей. Под этим подра-
зумевается способность (или неспособность) членов аудитории разного возраста от-
личать события реальной жизни от их медиарепрезентаций. Детям младшего возрас-
та, психика которых еще не сформировалась, осознание того, что, например, чудо-
вища из фильма ужасов в действительности не существует или что во время
перестрелки на самом деле никто не погиб, может быть чрезвычайно сложным и со-
246 Часть III. Основные направления исследований
пряженным с эмоциональными трудностями (Door, 1980). Как видно из последую-
щего раздела, дети младшего возраста в силу низкого уровня психического развития
не могут понять, что реальность телевидения и кино разительно отличается от объ-
ективной реальности.


Данная книга публикуется на сайте только в целях ознакомления! Все права принадлежат авторам. Администрация сайта не несет ответственность за использование данного материала в иных целях.



Используются технологии uCoz