Глава 3. История научных исследований медиавоздействия

В XX веке
статьи в American Journal of Sociology не давали этим дебатам угаснуть как до, так
и после опубликования работы У. Липпманна Public Opinion ("Общественное мне-
ние") (Angell, 1941; Orion, 1927; Park, 1941; Shepard, 1909).
Следует упомянуть несколько более ранних экспериментальных исследований,
предшествующих современным изысканиям по проблеме медиавоздействия, осо-
бенно в сфере развлечений. Сюда относится изучение воздействия музыки на вни-
мание (Titchener, 1898), на грудное дыхание (Foster & Gamble, 1906), а также изучение
приятных ощущений, вызванных прослушиванием музыки, с помощью плетизмо-
графических и пневмографических измерений кровообращения и дыхания (Weld,
1912). В другом раннем исследовании, более теоретическом, чем эксперименталь-
ном, изучалась природа и происхождение юмора как психического процесса, а также
функции юмора (Kline, 1907).
Глава 3. История научных исследований медиавоздействия 63
ФРЭНСИС ФЕНТОН
Одним из первых, если не самым первым исследованием воздействия медианасилия
на поведение, была докторская диссертация Фрэнсис Фентон. Промежуточные и сум-
марные результаты ее исследований были опубликованы в двух выпусках American Journal
of Sociology в ноябре 1910 года и январе 1911 года. Фентон указывала, что правота распро-
страненного мнения относительно суггестивного воздействия газетных репортажей (про
асоциальное поведение) была доказана еще до того, как она начала свои исследования
(Fenton, 1910, р. 345, 350). Она определила суггестию, или внушение, как:
"...процесс, посредством которого мысли, образы, побуждения или любые раздражи-
тели поступают извне, оказывая воздействие на состояние нервной системы или пове-
дение. Временами с большей или меньшей степенью осознанности, временами и вовсе
неосознанно эти раздражители преобразуются в активность. Такая трансформация
происходит под воздействием некоего стимула, имеющего прямое, хотя и неосозна-
ваемое, подобие или отношение к поступившему извне образу или психическому на-
строю, и от которого в значительной степени или полностью зависят последствия
внушенного действия" (Fenton, 1910, р. 364-365).
Основываясь на психологии внушения, Фентон утверждала, что можно предпо-
ложить наличие непосредственной причинной связи между чтением газетных статей
о преступлениях и асоциальных действиях и последующими преступными и проти-
воправными деяниями. В своей диссертации она обнародовала многочисленные
случаи преступлений и других асоциальных действий, идея которых была подсказа-
на газетными публикациями. Из-за ограничений, налагаемых на объем публикуе-
мого материала, в газетах помещали только краткие сводки, описывающие состав
преступления, однако эти сводки, по словам Фентон, представляли
"...множество прямых и косвенных доказательств суггестивного воздействия прессы
на антиобщественное поведение, собранных на обширной территории и из разнооб-
разных и многочисленных источников" (Fenton, 1910, р. 557-558).
Фентон также вычисляла объем материала такого рода, публикуемого в многоти-
ражных газетах "желтого" толка, хотя и подчеркивала, что
"...это было предпринято не из-за того, что объем материалов асоциального содержа-
ния имеет непосредственное отношение к росту преступности, или оттого, что у нас
есть какие-либо доказательства, свидетельствующие о том, что изменения в них имеют
постоянное отношение друг к другу" (Fenton, 1910, р. 539).
ГАБРИЭЛЬ ТАРД
Примерно в то же самое время, когда была опубликована работа Фрэнсис Фен-
тон, Габриэль Тард проводил собственное исследование причин преступности.
В книге Penal Philosophy ("Криминальная философия") Тард привел цитату из мо-
нографии А. Коррэ Crime et suicide ("Преступление и самоубийство"), в которой рас-
сматривалось психологическое воздействие печатных материалов о жестоких пре-
ступлениях, таких как убийства, совершенных Джеком Потрошителем. Коррэ обна-
ружил, что "пагубное влияние" статей о подобных преступлениях проявлялось
в "суггесто-имитативных преступления", т.е. преступлениях по сценарию, заимст-
вованному из газет. "Инфекционные эпидемии разносятся потоком воздуха или
ветром, эпидемия преступности распространяется по телеграфным проводам",-
писал Коррэ (Tarde, 1912,р. 340-341).
64 Часть I. История исследований феномена медиавоздействия
ПИОНЕРЫ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
МЕДИАВОЗДЕЙСТВИЯ
После Первой мировой войны передовые ученые из разных университетов, рабо-
тающие в различных отраслях науки, начали изучение только что сформировавше-
гося направления в исследовании воздействия массовой коммуникации. Эти уче-
ные, которые не были непосредственно связаны с журналистикой или СМИ, рабо-
тали в основном в Чикагском, Колумбийском и Йельском университетах. В их число
входили: Карл Ховленд, занимающийся экспериментальной психологией в Йель-
ском университете; Пол Ф. Лазарсфельд, социолог из Колумбийского университета;
Гарольд Лассуэлл, политолог из Чикагского и, позднее, Йельского университета;
Курт Левин, социолог из Университета Айовы и, позднее, Массачусетского техно-
логического института; Самуэль Стауффер, социолог из Чикагского университета;
Дуглас Уэплс, специалист по научным исследованиям чтения (Waples, 1942, p. xi) из
Чикагского университета (5). Значимость деятельности первых четырех ученых из
этого списка для истории научных исследований медиавоздействия была неопро-
вержимо доказана Уилбуром Шраммом незадолго до его смерти в 1987 году (Rogers &
Chaffee, 1997) и вновь подтверждена Роджерсом (Rogers, 1994), поэтому мы рассказы-
ваем об их работах очень сжато. Наше внимание будет сосредоточено на последних
двух ученых, которые не нашли широкого признания ни в "официальной" версии,
ни в пересмотренных сценариях истории исследования массовой коммуникации,
хотя они внесли значительный вклад в разработку этого направления.
КАРЛ ХОВЛЕНД
Карл Ховленд изучал воздействие обучающих кинофильмов на взгляды и убеж-
дения американских солдат во время Второй мировой войны (Hovland, Lumsdaine &
Sheffield, 1965), а позднее проводил экспериментальные исследования воздействия
СМИ на взгляды и убеждения (6). Строгие принципы экспериментов, проведенных
Ховлендом, стали моделью многих последующих исследований по проблеме медиа-
воздействия. Уилбур Шрамм, главный "двигатель" исследований медиавоздействия
в США, утверждал, что исследовательская работа Карла Ховленда за период с 1945
по 1961 год представляет собой "самый крупный вклад... в этой области, когда-либо
сделанный одним ученым" (Schramm, 1997, р. 104).
ПОЛ ЛАЗАРСФЕЛЬД
Пол Ф. Лазарсфельд получил степень доктора математики, но в круг его разнообразных
научных интересов входили также социальная психология, социология и массовая комму-
никация. Лазарсфельд и его коллеги по научно-исследовательскому институту при Колум-
бийском университете были пионерами научных исследований воздействия радио и ввели
положение о том, что межличностное общение является важным опосредующим фактором
для определенных видов медиавоздействия. В 1940-х годах Пол Лазарсфельд и его коллеги
исследовали воздействие масс-медиа на общественное мнение во время президентских вы-
боров. Они обнаружили, что для избирателей межличностные контакты имели больший
вес, чем информация, прочитанная в газетах, журналах или услышанная по радио, хотя,
Глава 3. История научных исследований медиавоздействия 65
как выяснилось, сами по себе эти средства массовой информации также оказывали опреде-
ленное воздействие (7). Как оказалось, отдельные индивиды, названные учеными
"лидерами общественного мнения", зачастую бывшие "крупными потребителями" массо-
вой информации, передавали полученные сведения тем членам сообщества, которые об-
ращались к ним за советом. Это открытие позволило разработать модель двухступенчатого
потока массовой коммуникации. С точки зрения данной модели, медиавоздействие ослаб-
ляется в ходе межличностного общения, при котором используется информация, получен-
ная из СМИ. Последующие исследования привели к тому, что модель двухступенчатого по-
тока переросла в модель многоступенчатого потока коммуникации:
"Более поздние исследования привели к выводу, что влияние лидеров общественного
мнения не всегда было 'нисходящим', как в случаях истолкования новостей для менее
информированной аудитории.


Данная книга публикуется на сайте только в целях ознакомления! Все права принадлежат авторам. Администрация сайта не несет ответственность за использование данного материала в иных целях.



Используются технологии uCoz