Глава 3. История научных исследований медиавоздействия

Клаппера Effects of Mass Communication ("Воздействие мас-
совой коммуникации"). Эта классическая работа представляет собой обзор
нескольких сотен научных работ по проблеме медиавоздействия. Вывод —
СМИ оказывают ограниченное воздействие
Глава 3. История научных исследований медиавоздействия 59
Продолжение табл. 3.1
Модель умеренного воздействия
1964
1970
1971
1972
1973
1976
Книга М. Мак-Лухана (McLuhan, 1964) Understanding Media ("Понимание
масс-медиа"). Канадец Маршалл Мак-Лухан предложил новый взгляд на
массовую коммуникацию. Он считал, что воздействие СМИ определяется
не содержанием информации, а средством ее подачи как таковым. Другими
словами, воздействие происходит на самом фундаментальном уровне, изме-
няя модели восприятия и мышления
П. Тиченор, Г. Донохью и К. Олиен. Эти исследователи постулировали "гипотезу
разрыва в знаниях". Согласно данной гипотезе, "по мере увеличения притока
массовой информации в социальную систему группы населения с более высоким
социально-экономическим статусом, как правило, получают эту информацию
быстрее, чем группы с более низким социально-экономическим статусом, так
что разрыв в знаниях между этими группами стремится скорее к увеличению,
чем к снижению" (Tichenor, Donohue & Olien, 1970,p. 159-160)
Доклад министру здравоохранения. В докладе сообщалось, что существует
причинно-следственная связь между просмотром телепередач, включающих
сцены насилия, и последующим агрессивным поведением, но "любая при-
чинная связь такого рода распространяется только на некоторых детей (тех,
которые предрасположены к агрессии)" "действует только в определенной
среде" (Surgeon General's Scientific Advisory Committee on Television and Social
Behavior, 1972, p. 11)
M. Мак-Комбс и Д. Шоу (McCombs & Shaw, 1972). Эти ученые провели пер-
вое исследование в рамках гипотезы подбора сообщений. Гипотеза постули-
рует, что подборка тематики для выпусков новостей влияет на представле-
ние аудитории о важности событий
Теория спирали молчания. Согласно Э. Ноэлл-Нойманн (Noelle-Neumann,
1973), люди стараются скрывать свои взгляды и убеждения, если они противо-
речат мнению большинства (теория довольно сильного медиавоздействия).
СМИ — инструмент формирования господствующего общественного мнения
Теория зависимости С. Болл-Рокеша и М. Де Флера (Ball-Rokeach & DeFleur,
1976). Данная теория подчеркивает связь между общественной системой,
СМИ и аудиторией. Теория утверждает, что степень зависимости аудитории
от средств массовой информации определяется индивидуальными разли-
чиями получателей, масштабом социальных беспорядков или конфликтов,
а также количеством и централизацией информационных функций, которые
выполняются масс-медиа
Сильное воздействие
1983 Доклад Национального института психического здоровья о воздействии те-
левидения на поведение. Этот доклад представлял собой обзор научных ис-
следований по проблеме телевизионного насилия. Была обнаружена оче-
видная связь между просмотром сцен насилия и последующими проявле-
ниями агрессии у детей и подростков. "Конечно, не все дети становятся аг-
рессивными, но взаимосвязь между насилием и агрессией не вызывает
никаких сомнений. В абсолюте телевизионное насилие так же непосредст-
венно связано с агрессивным поведением, как и любая другая изменяемая
поведенческая характеристика, которую когда-либо изучали" (NIMH Report
on Television and Behavior, 1983, p. 28)
60 Часть I. История исследований феномена медиавоздействия
Окончание табл. 3.1
Этот стандартный сценарий перехода от концепции "всемогущества" СМИ
к концепции "ограниченного" воздействия, а затем к концепции "умеренного"
и "сильного" воздействия был простой и удобной версией истории научных иссле-
дований массовой коммуникации. К сожалению, как указывают многие ученые
(Carey, 1996; Wartella, 1996), этот взгляд не может считаться совершенным. Хотя
в нем много правильного, он может привести и к заблуждениям, что объясняется его
приверженностью связям между изменениями научной мысли относительно воздей-
ствия СМИ и научными открытиями в этой области. Более того, отдельные научные
открытия в рамках этих (и других) важных исследований, которые в чем-то противо-
речат "официальной" доктрине, просто игнорируются. К тому же в "официальной"
версии подчеркивается значимость отдельных ученых, в то время как другие авторы
и их работы не упоминаются.
В следующем разделе предлагается новый подход к описанию истории научных ис-
следований медиавоздействия. Хотя старая версия остается привлекательной ввиду
легкости описания и тематической классификации, новая версия, которую мы пред-
ставляем, содержит дополнительные факты и нетрадиционную перспективу. Надеем-
ся, что потери в удобстве будут возмещены приобретением большей точности.
ПЕРЕСМОТРЕННАЯ ВЕРСИЯ ИСТОРИИ
Уточненная история научных исследований медиавоздействия во многом соответст-
вует "официальной" версии, однако между ними существуют также принципиальные
различия. Общими между ними являются те многие научные работы, которые указывали
на разные уровни воздействия СМИ. (Более того, в нашей пересмотренной версии мы
постоянно рассматриваем "официальную" историю, потому что за долгие годы она стала
библией для ученых.) Новая история отличается от стандартной версии следующими ас-
пектами: признание ранних научных исследований медиавоздействия, проводившихся
психологами, социологами и другими учеными; переоценка суммарных итогов некото-
рых ведущих научных работ; включение отдельных научных работ, которые не вписыва-
лись в "стандартный" сценарий; значение, приписываемое вкладу определенных уче-
ных; акцент на постепенном прогрессе в научных исследованиях медиавоздействия; вы-
явление крайне необходимых, но отсутствующих критериев классификации, нужных для
определенных систематических исследований, которые позволят углубить знания и сде-
лать обобщения относительно воздействия СМИ.
Наша история научных исследований медиавоздействия не раскачивается, по-
добно маятнику, от парадигмы "всемогущества" к парадигме "ограниченного воз-
действия", от парадигмы "умеренного воздействия" к парадигме "сильного воздей-
Сильное воздействие
1984 Тест основных американских жизненных ценностей. Фундаментальное иссле-
дование С. Болл-Рокеша, М. Рокеша и Дж. Грубе (Ball-Rokeach, Rokeach &
Grube, 1984) показало, что люди пересматривают свои ценности, убеждения
и модели поведения, если в таковых обнаруживаются несообразности. Воз-
действие просмотра испытуемыми 30-минутной телепередачи о жизненных
ценностях было довольно сильным
Глава 3. История научных исследований медиавоздействия 61
ствия" (опять-таки, не считая изложения "официальной" версии). В нашем сцена-
рии упор делается на основных научных исследованиях, которые с самого начала
представили неоспоримые доказательства существенного воздействия СМИ на ауди-
торию и которые большей частью основывались на научных методах и традицион-
ных статистических моделях. К тому же, изложение истории делает очевидной на-
сущную необходимость прояснения, стандартизации и масштабных дополнитель-
ных исследований по проблеме медиавоздействия {Thompson & Bryant, 2000).
Не имея единых стандартов, исследователи медиавоздействия часто делали выво-
ды качественного характера о силе воздействия СМИ. Если основываться на этих
суждениях, то возникает история исследований, окончательный вывод которой за-
ключается в том, что существуют различные виды медиавоздействия, при этом уро-
вень этого воздействия предположительно меняется от ограниченного до весьма
Политические мотивы в научных исследованиях медиавоздействия: исторические
перспективы
В своей классической работе The Politics of TV Violence ("Политика телевизионного наси-
лия") У. Д. Роуленд также предложил пересмотренную версию истории научных исследо-
ваний медиавоздействия, акцентируя внимание на телевизионном насилии с точки зрения
скрытых политических мотивов различных социальных групп, заинтересованных в данной
проблеме (например, организаций, политиков, общественности).


Данная книга публикуется на сайте только в целях ознакомления! Все права принадлежат авторам. Администрация сайта не несет ответственность за использование данного материала в иных целях.



Используются технологии uCoz