Свой Круг
Журналистика и СМИ
Глава 9. Установление приоритетности нововстей
М. Мак-Комбс и Д. Шоу
(McCombs & Shaw, 1993) провели обзор результатов многочисленных научных работ
и выделили четыре стадии развития научных исследований установления приори-
тетности новостей: 1) публикация своего исходного исследования в 1972 году;
2) продолжение исследований и изучение возможных условий установления при-
оритетности новостей в своем втором исследовании; 3) распространение первона-
чальной идеи об установлении приоритетности новостей на такие сферы, как харак-
теристики кандидатов и другие политические аспекты; 4) акцент на источниках ус-
тановления приоритетности новостей в СМИ. В работе У. Вэнта (Wanta, 1997) также
рассматриваются эти этапы и приведены данные дополнительных исследований
(см. таблицу с кратким описанием четырех этапов научных изысканий установления
приоритетности новостей).
В 1973 году Г. Фанкхаузер провел исследование, аналогичное работе Мак-Комбса и
Шоу. Он обнаружил устойчивое соответствие между тенденцией общественного мне-
ния 1960-х годов и освещением событий в СМИ в этот же период. Фанкхаузер оцени-
вал общественное мнение относительно наиболее значительных общегосударственных
проблем по программе, разработанной Институтом Гэллапа. Чтобы определить при-
оритетность новостей,- он проанализировал содержание таких периодических изда-
ний, как Time, Newsweek и U.S. News and World Report. Затем он сравнил полученные ре-
зультаты с данными официальной статистики (например, фактическое количество
американских солдат во Вьетнаме, число демонстрантов, отстаивающих свои граждан-
ские права) для оценки соответствия между объективной реальностью и ее восприятием
членами аудитории и СМИ. Он обнаружил устойчивую корреляцию между объемом
новостей по определенному событию и восприятием важности этого события публи-
кой. Однако он обнаружил также, что освещение событий в СМИ не всегда отражает
действительное положение вещей (Funkhouser, 1973).
Следующий этап научных изысканий {McCombs & Shaw, 1993) начался со вторым
исследованием М. Мак-Комбса и Д. Шоу {McCombs & Shaw, 1977), в котором они изу-
чали феномен установления приоритетности новостей с точки зрения причинно-
следственных связей, а также характеристики контингента испытуемых, способство-
вавших возникновению этого феномена, во время президентской кампании 1972 года.
Избирателей из города Шарлотта (штат Северная Каролина) опрашивали до и после
выборов с тем, чтобы выявить краткосрочное воздействие СМИ на восприятие при-
оритетности новостей. Исследователи обнаружили, что восприятие приоритетности
новостей избирателями с повышенной потребностью в ориентации извне, а также те-
ми, кто чаще других пользовался СМИ, соответствовало приоритетности подбора ме-
диасообщений. Что касается причинных связей, то, по утверждению исследователей,
им удалось найти доказательства, свидетельствующие о воздействии прессы на вос-
приятие приоритетности новостей, но эти доказательства не были достаточно вескими
(McCombs & Shaw, 1977; Westley, 1978).
Чтобы собрать достаточно убедительные свидетельства существования причин-
но-следственных связей, следующее важное исследование проводилось в лаборатор-
ных условиях. Ученые комбинировали видеозаписи сводок новостей, чтобы изме-
нять акценты и подбор сообщений согласно их приоритетности (Iyengar, Peters &
Kinder, 1982). Каждый день в течение недели участники просматривали измененные
видеозаписи, считая их аутентичными. Участников разделили на две группы. Одной
группе показывали сфабрикованные репортажи о слабости оборонной программы
США; другой — новости, посвященные иным темам. Исследователи опрашивали
участников до и после эксперимента и обнаружили статистически значимые изме-
нения в восприятии приоритетности медиаиформации. В конце недели участники
группы, которой демонстрировали репортажи об уязвимости американской оборо-
ны, придавали вопросу оборонной программы гораздо большее значение, чем члены
другой группы (Iyengar, Peters & Kinder, 1982). Последующие эксперименты позволи-
ли получить дополнительные эмпирические свидетельства воздействия СМИ на
восприятие важности событий (Iyengar & Kinder, 1987; Wanta, 1988).
Данная книга публикуется на сайте только в целях ознакомления! Все права принадлежат авторам. Администрация сайта не несет ответственность за использование данного материала в иных целях.