Свой Круг
Журналистика и СМИ
Глава 9. Установление приоритетности нововстей
В центре внимания некоторых из этих исследова-
ний — воздействие того или иного президента США на установление приоритетно-
сти новостей. В частности, чтобы определить возможное воздействие инаугураци-
онной речи президента, в ходе этих исследований были определены темы, которым
уделялось наиболее пристальное внимание в СМИ за месяц до этого традиционного
обращения, а также месяц спустя.
У. Вэнта и Дж. Фут (Wanta & Foote, 1994) изучали президентскую документацию,
связанную с различными вопросами, затем применили анализ временных рядов,
чтобы сравнить особенности освещения этих вопросов на трех государственных ка-
налах телерадиовещания. Исследователи выделили 16 таких вопросов, которые объ-
единялись в четыре категории: проблемы международных отношений, экономиче-
ские проблемы, социальные проблем и вопросы социального развития. Ученые об-
наружили устойчивые связи между освещением данных проблем в СМИ и акцента-
ми в президентских обращениях к народу. Это соответствие относилось ко всем
категориям, за исключением экономики, и распространялось на 7 из 16 вопросов.
Еще одним важным открытием было направление воздействия: приоритетность
новостей устанавливалась президентом США. Другими словами, политические при-
оритеты президента обуславливали тематику сообщений в СМИ. Наоборот, новост-
ные медиа повлияли на президента только в трех из 16 исследованных вопросов: от-
ношения между Западом и Востоком, преступность и наркомания, охрана окру-
жающей среды. (См. врезку "Исследования показали".)
В ходе других современных исследований были предприняты попытки определить
причинно-следственные отношения при установлении приоритетности новостей,
т.е. выяснить, влияет ли подбор сообщений на восприятие их приоритетности или же
общественное мнение влияет на приоритетность новостей. X. Брозиус и X. Кепплингер
(Brosius & Kepplinger, 1990) изучали роль телевизионных сводок новостей на восприятие
значимости определенных тем в Германии. Ученые выяснили, что в отдельных вопросах
телевизионные репортажи оказывают воздействие на общественное мнение, а в других
сферах общественное мнение, в свою очередь, воздействует на тематические приоритеты
медиаинформации. По-видимому, степень медиавоздействия, определяющего интерес
Глава 9. Установление приоритетности новостей 169
170 Часть II. Теория и основные понятия
общественности к отдельным темам, зависит от интенсивности и объема их освещения в
СМИ. Общественное мнение влияет на освещение определенных тем в масс-медиа в том
случае, если наблюдается устойчивое повышение общественного интереса к этим темам.
(См. врезку "От аудитории к СМИ: новые данные".)
Исследования показали
Современные исследования установления приоритетности новостей продолжают обнаруживать
факты значительного медиавоздействия. Мета-анализ почти 100 эмпирических исследований,
проведенный У. Вэнтой и С. Ганемом, показал наличие статистически значимой позитивной
корреляции (из периодических изданий). Эффект установления приоритетности новостей так-
же изучался экспериментально на материале Internet. В одной из электронных газет была опуб-
ликована статья, посвященная проблеме расизма. Читатели газеты оценили важность данной
проблемы гораздо выше, чем читатели других Internet-изданий, в которых проблема расизма не
затрагивалась (Wang, 2000). Кроме того, экспериментальные исследования определили также
воздействие установления приоритетности новостей, касающейся качеств кандидатов. Такие
исследования обычно сфокусированы на понятии фрейминга или использовании центральных
тем в новостных медиа, а также других значимых аспектах, позволяющих членам аудитории лег-
ко угадывать содержание медиаматериалов {McLeod & Detenber, 1999; Miller, Andsager & Reichert,
1998); или же занимаются эффектом прайминга, как, например, исследование, в ходе которого
была обнаружена устойчивая корреляция между атрибутивной приоритетностью (т.е. приори-
тетностью качеств) и оценкой деятельности президента Билла Клинтона во время секс-скандала
с Моникой Левински (Wanta & Chang, 1999), а также исследование, в ходе которого изучалась
связь между тематикой и освещением новостей в год президентских выборов и противоречиво-
стью восприятия кандидатов {Kiousis, 2000).
Данная книга публикуется на сайте только в целях ознакомления! Все права принадлежат авторам. Администрация сайта не несет ответственность за использование данного материала в иных целях.