Глава 9. Установление приоритетности нововстей

Установление приоритетности новостей 167
168 Часть II. Теория и основные понятия
чения) более подвержены воздействию СМИ. По М. Мак-Комбсу, "концепция потреб-
ности в ориентации, объясняющая процесс установления приоритетности новостей
с точки зрения общей психологии, включает несколько переменных низшего порядка и
более ограниченные объяснения" (McCombs, 1994, р. 8).
Кроме того, были определены другие факторы, обуславливающие установление
приоритетности новостей (Shoemaker & Reese, 1991). К ним относятся социологиче-
ские факторы, связанные с организацией новостей и внешними организациями,
специфика работы ньюсмейкеров, идеологические факторы, а также индивидуаль-
ные различия между журналистами и редакторами.
Исследования установления приоритетности новостей
КРАТКИЙ ОБЗОР ЧЕТЫРЕХ ЭТАПОВ
Первый этап: начало исследований
Исследование в Чэпел Хилл, М. Мак-Комбс и Д. Шоу {McCombs & Shaw, 1972).
Результаты исследования: темы, которым придавалось большое значение в СМИ, воспри-
нимались аудиторией как важные.
Второй этап: продолжение исследований
Исследование предвыборной кампании в городе Шарлотта, Д. Шоу и М. Мак-Комбс
(Shaw & McCombs, 1977).
Результаты исследования: восприятие приоритетности проблем у избирателей с большей
потребностью в ориентации, а также у тех, кто использовал масс-медиа чаще других, сов-
падали с приоритетностью новостей.
Лабораторный эксперимент, С. Айенгар, М. Питере и Д. Кайндер (lyengar, Peters & Kinder, 1982).
Результаты исследования: участники эксперимента, которым показывали репортажи об
уязвимости оборонной программы США, придавали вопросу обороны гораздо большее
значение, чем члены контрольной группы, которые смотрели новости с другой тематикой.
Третий этап: возможные факторы
Исследование президентской кампании 1976 года, Д. Уивер, Д. Грейбер, М. Мак-Комбс и
К. Айел (Weaver, Graber, McCombs & Eyal, 1981).
Результаты исследования: изучалась динамика восприятия избирателями баллотирующихся в
президенты кандидатов и их медиаобразов. Были определены возможные факторы, влияю-
щие на процесс установления приоритетности новостей. Род занятий, образование и мест-
ность, в которой проживают избиратели, обуславливают совпадение или несовпадение их
восприятия приоритетности проблем с приоритетностью медиаинформации.
Четвертый этап: кто устанавливает приоритетность медиаинформации
Источники установления приоритетности новостей, П. Шумейкер и С. Риз (Shoemaker & Reese, 199I).
Результаты исследования: приоритетность новостей обуславливается многими факторами.
Сюда относятся, например, социологические факторы, связанные с организацией ново-
стей и внешними организациями; идеологические факторы; индивидуальные различия
между журналистами и редакторами, а также специфика работы ньюсмейкеров.
СОВРЕМЕННЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ И ДАЛЬНЕЙШИЕ
ПЕРСПЕКТИВЫ
В 1993 году Э. Роджерс, Дж. Диаринг и Д. Брегман проанализировали научную ли-
тературу и выделили три направления исследований, совпадающих с разными аспек-
тами феномена установления приоритетности новостей: приоритетность медиаин-
формации, восприятие приоритетности аудиторией и приоритетность политики. Об-
щим компонентом этих разновидностей выступает лежащая в их основе заинтересо-
ванность в "относительной важности вопросов государственного значения, а также
менее очевидный интерес к основной роли общественного мнения в демократическом
государстве" (Rogers, Dearing & Bregman, 1993, p. 69). Их основное различие в том, что
данные направления изучают разные зависимые переменные. Подбор новостей —
главная зависимая переменная в сфере установления приоритетности новостей. В ис-
следованиях восприятия приоритетности медиаинформации изучается относительная
важность определенных тем для аудитории СМИ; а при исследованиях в политической
плоскости — приоритеты правительства или других выборных лиц.
На современном этапе ученые по-прежнему интересуются источниками медиа-
информации, способствующими установлению приоритетности сообщений (Wanta,
Stephenson, Turk & McCombs, 1989).


Данная книга публикуется на сайте только в целях ознакомления! Все права принадлежат авторам. Администрация сайта не несет ответственность за использование данного материала в иных целях.



Используются технологии uCoz