Глава 9. Установление приоритетности нововстей


ЭТАП 3. ФАКТОРЫ КОНТИНГЕНТА
Третий этап исследований начался во время президентской кампании 1976 года,
когда изучалось восприятие приоритетности таких вопросов, как характеристики
кандидатов, с одной стороны, и политических интересов, с другой (Weaver, Graber,
McCombs & Eyal, 1981). Исследователи анализировали динамику восприятия харак-
теристик и медиаобразов кандидатов (McCombs, 1992). Избиратели, относящиеся
к шести участкам — трем участкам на северо-востоке США и трем участкам на
Среднем Западе, — стали объектом лонгитюдного исследования, имеющего целью
определить возможные факторы, задействованные в процессе установления приори-
166 Часть II. Теория и основные понятия
тетности новостей. Выяснилось, что такие факторы, как профессиональная дея-
тельность, образование, а также местность, в которой проживали избиратели, опре-
деляли степень воздействия СМИ на их восприятие приоритетности новостей в раз-
ные периоды предвыборной кампании.
ЭТАП 4. КТО УСТАНАВЛИВАЕТ ПРИОРИТЕТНОСТЬ НОВОСТЕЙ
Четвертый этап начался в 1980-х годах, с началом изучения источников приори-
тетности новостей. На этом этапе подбор сообщений из независимой переменной
превратился в зависимую (McCombs, 1992), и исследования установления приоритет-
ности новостей соединились с такими признанными направлениями, как социоло-
гия новостей, фильтрация новостей, диффузия новостей и др. Данный этап, кото-
рый продолжается до сих пор, характеризуется формированием новых направлений
научного поиска.
На ранних стадиях исследования установления приоритетности новостей были
направлены на изучение восприятия аудитории и источника воздействия, обуслав-
ливающего такое восприятие, а также возможных условий, способствующих уста-
новлению приоритетности восприятия. На современном этапе фокус переместился
на приоритетность подбора новостей, исследования установления приоритетности
распространились и на иные сферы, такие как изучение социологических аспектов
медиавоздействия, процесс диффузии новостей и другие возможные факторы, за-
действованные в процессе установления приоритетности.
По Г. Козицки (Kosicki, 1993), такая динамика научных исследований установления
приоритетности новостей объясняется несколькими причинами. В 1960-е и 1970-е годы
исследователи отказались от парадигмы убеждения как концепции, объясняющей фено-
мен установления приоритетности новостей, в пользу зарождающейся когнитивной
парадигмы.
"Концепция установления приоритетности новостей с ее несомненно простыми, легко
объяснимыми, интуитивно привлекательными гипотезами в свое время казалась вполне
приемлемой. Изменение состоит в отказе от парадигмы убеждения, перефразировке клю-
чевой проблемы исследований с говорить людям, что думать на говорить людям, о чем ду-
мать (Cohen, 1963). Эта казалось бы небольшая, но остроумная игра слов переключает вни-
мание с убеждения на нечто другое. Новизна модели несомненно привлекательна. Она сви-
детельствует не только о повороте от убеждения к другим когнитивным факторам (Becker &
Kosicki, 1991), но и о повороте к определенной разновидности когнитивных факторов, а
именно, приоритетности тем" (Kosicki, 1993, р. 231).
С точки зрения когнитивной парадигмы существует три основных вида взаимно
обуславливающих факторов: поведение индивида; его когнитивные способности;
а также события внешней среды, воздействию которых подвергается индивид.
"Причинное взаимодействие дает людям возможность в какой-то мере контролиро-
вать события, происходящие в их жизни, а также налагает ограничения на самостоя-
тельность их действий. По причине обоюдности влияния люди являются одновре-
менно творением и творцом внешней среды" (Bandura, 1994, р. 61).
Концепция потребности в ориентации, например, основывается на идее когнитив-
ных схем, которые используются индивидом, когда он оказывается в нестандартной си-
туации. Ученые, исследующие феномен установления приоритетности новостей, обна-
ружили, что избиратели с большой потребностью в ориентации (интересующиеся выбо-
рами и не- имеющие определенных приоритетов в вопросах общегосударственного зна-
Глава 9.


Данная книга публикуется на сайте только в целях ознакомления! Все права принадлежат авторам. Администрация сайта не несет ответственность за использование данного материала в иных целях.



Используются технологии uCoz