Свой Круг
Журналистика и СМИ
Глава 18. Воздействие политической пропаганды
Эти факторы
включают уровень образования, возраст, семейное положение, вероисповедание
и т.д. (Strate, Parrish, Elder & Ford, 1989; Wolfinger & Rosenstone, 1980). Однако некото-
рые работы обнаружили отдельные случаи отказа от голосования, которые можно
приписать воздействию масс-медиа (Ranney, 1983; Blumler & McLeod, 1974). В иссле-
довании выборов в Великобритании, проходивших в 1970 году, было обнаружено,
что группа избирателей воздержалась от голосования потому, что им не понравились
образы кандидатов, представленные телевидением.
Определение силы влияния на поведение избирателей со стороны межличност-
ного общения, средств массовой коммуникации пт\ того и другого изменялось на про-
тяжении многих лет. П. Лазарсфельд и его коллеги (Lazarsfeld, Berelson & Gaudet,
1948) первыми определили силу влияния межличностного общения на участников
голосования. Они нашли, что многие люди получали информацию о кандидатах или
о выборах от других людей, а не из СМИ. Более поздние исследования показали, что
общение с другими людьми может работать в союзе с сюжетами новостей или до-
полнять их (Chaffee, 1982). Также было установлено, что медиасообщения повышают
интерес к избирательной кампании, а это, в свою очередь, ведет к более активным
дискуссиям между людьми (McLeod, Bybee & Durall, 1979).
ИССЛЕДОВАНИЯ НА МАКРОУРОВНЕ
Среди научных работ имеется всего лишь несколько аналитических исследова-
ний воздействия на макроуровне, идущих дальше изучения воздействия на индиви-
дуальном уровне и его последствий для общества или политической системы. Такая
ситуация сложилась по причине сложности определения различных факторов
и процессов, происходящих на макроуровне. Присутствуют, в основном, описатель-
ные макроуровневые исследования, предоставляющие обилие информации об аме-
риканской политической системе и ее избирателях.
Описательные макроисследования
Описательные макроисследования утверждают, к примеру, что в США только
небольшая группа людей хорошо разбирается в политике и активно участвует в по-
литической жизни. Большинство же населения США является безразличным и по-
литически неинформированным (Neuman, 1986). Люди с высоким уровнем образо-
вания чаще принимают участие в выборах, больше знают о политике, а также актив-
нее участвуют в политической жизни и обсуждают политические новости, чем граж-
дане с невысоким уровнем образования (Burnham, 1982; Powell, 1986; Popkin, 1991).
Телевидение часто обвиняют во многих проблемах, связанных с политической сис-
темой США. Э. Ранни (Ranney, 1983) указывает на некоторые из них. Например, высо-
кие цены на телевизионную рекламу явились причиной того, что очень существенной
стороной политической кампании ст&чо ее финансирование. Кроме того, по причине
краткости телевизионного рекламного ролика теперь можно наблюдать, как в рекламе
меньше обращают внимания на обсуждение проблемы, а больше делают акцент на по-
верхностных факторах, таких как внешний вид кандидата и его имидж.
344 Часть III. Основные направления исследований
Воздействие на формирование политики
Воздействуя на государственных деятелей и политиков, масс-медиа могут влиять
и на государственную систему в целом. В одном исследовании было обнаружено, что
использование журналистских репортажей и расследований способствовало граж-
данским реформам в различных сферах. Необходимо заметить, что эти репортажи и
статьи не побуждали читателей немедленно связываться с избранными ими чинов-
никами и настойчиво требовать от них тех или иных реформ. Скорее, воздействие
происходило благодаря взаимодействию между журналистами, отдельными заинте-
ресованными группами и общественными деятелями.
Воздействие масс-медиа на формирование политики является очевидным и в дру-
гих областях общественной жизни. Например, местные медиа обычно поддерживают
гражданские или другие местные программы "развития", которые могут быть весьма
дорогими (Kaniss, 1991; Logan & Molotch, 1987). Также было показано, что медиарекла-
ма способствует достижению законодателями своих целей и сбору денег на будущие
избирательные кампании {Smith, 1988; Etzioni, 1988; Goldenberg & Traugott, 1984).
Данная книга публикуется на сайте только в целях ознакомления! Все права принадлежат авторам. Администрация сайта не несет ответственность за использование данного материала в иных целях.