Глава 18. Воздействие политической пропаганды

\
Подобные признаки приобретения аудиторией политических знаний нуждаются
в некоторых пояснениях. Во-первых, другие исследования установили, что амери-
канцы не особенно хорошо осведомлены о политических делах. М. Делли Карпини
и С. Китер {Delli Carpini & Keeter, 1991) обнаружили, что знания американского об-
щества о политике за десятилетия, прошедшие после 1960-х годов, возросли мини-
мально, несмотря на большее количество американцев, учащихся в колледжах. При
исследовании уровня образованности в Америке было установлено, что на самом
деле фактические знания о политике за эти годы снизились. Во-вторых, исследова-
Глава 18. Воздействие политической пропаганды 341
ния показали, что очень мало фактической информации, полученной из новостей,
задерживается у людей в памяти (Neuman, 1976).
Другие исследователи обращали свое внимание не только на простое запомина-
ние фактов, но и пытались определить степень понимания аудиторией политиче-
ской информации, передаваемой в новостях. Членам аудитории задавались вопросы
о сюжетах новостей, допускающих разные толкования, после чего им было предло-
жено принять участие в обсуждении. С помощью этой методики исследователи
смогли постичь когнитивную сложность процесса понимания сюжетов новостей
членами аудитории (McLeod, Pan & Rucinski, 1989).
Восприятие избирателей
Что влияет на решение избирателя? Мотивирует ли он свой выбор того или иного
кандидата личными интересами или основывает свое решение на более широком
осмыслении политической системы в целом? Говоря другими словами, выбирает ли
человек конкретного кандидата, потому что он обещал снижение налогов или другие
меры, которые обеспечат избирателю личные экономические преимущества, или
основывает свое решение на менее эгоистичных мотивах, таких как понимание эко-
номической выгоды для страны в целом?
Некоторые доказательства наводят на мысль, что участников голосования убеж-
дают, в основном, не личные "карманные" интересы, а именно экономическое здо-
ровье страны {Fiorina, 1981; Kinder & Kiewiet, 1983). Такие данные являются важными
при исследовании масс-медийного освещения новостей как фактора, формирую-
щего восприятие людей. Пресса играет существенную роль в предоставлении обще-
ственности информации о действиях правительства, экономике и других сторонах
государственной системы. В то же время печатные СМИ часто исполняют эту роль
неудовлетворительно (Popkin, 1991).
Исследования показали, что медиаосвещение, особенно телевизионное, может
приучить избирателей думать, что ответственными за такие отдельные социальные
проблемы, как бедность или преступность, являются конкретные люди, а не обще-
ство в целом. Многие не ассоциируют общественные проблемы с социальной ответ-
ственностью, а предпочитают осуждать бедняков, бездомных людей или жертвы
преступления (Iyengar, 1989). С. Айенгар (Iyengar, 1991) определил два типа фреймов
(структур), лежащих в основе сюжетов политических новостей на телевидении: эпи-
зодические, используемые при освещении отдельных случаев или репортаж о кон-
кретных событиях, и тематически, рассматривающие ту или иную тематику с более
абстрактных и общих позиций. Около 80% сюжетов новостей на CBS являются об-
разцами эпизодического фрейминга. Контрольный эксперимент установил, что те-
матический фрейминг стал причиной того, что аудитория ассоциировала общест-
венные проблемы с ответственностью общества и правительства, а не конкретных
людей. При эпизодическом фрейминге восприятие ответственности на уровне госу-
дарственной системы снижалось. Исследования, затрагивавшие политические ста-
тьи в газетах, показали другие результаты, так как освещение в прессе более стре-
мится к тематичности, чем к эпизодичности {McLeod, Sun, Chi & Pan, 1990).
Политическое поведение
Исследователей политической пропаганды на протяжении долгого времени ин-
тересовало медиавоздействие на поведение избирателей. За эти годы было установ-
лено, что медиавоздействие может быть прямым или косвенным, а иногда в нем мо-
342 Часть III.


Данная книга публикуется на сайте только в целях ознакомления! Все права принадлежат авторам. Администрация сайта не несет ответственность за использование данного материала в иных целях.



Используются технологии uCoz