Свой Круг
Журналистика и СМИ
Глава 18. Воздействие политической пропаганды
ФАКТОРЫ, ОПОСРЕДУЮЩИЕ МЕДИАВОЗДЕЙСТВИЕ
Воздействие политических медиасообщений зависит от ряда характеристик конкрет-
ного представителя аудитории и способа, которым он обрабатывает медиаинформацию.
ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Обычно самыми политически активными гражданами являются люди с высоким
уровнем образования. Эти искушенные в политике члены аудитории не только явля-
ются наиболее политически информированными, но также стремятся к получению
новой информации (Star & Hughes, 1950; Tichenor et al., 1970). Благодаря собственной
способности устанавливать приоритетность медиаинформации, они с меньшей веро-
ятностью подвержены воздействию со стороны печатных и вещательных медиа
{McLeodetal, 1974; Weaver, Graber, McCombs & Eyal, 1981; Iyengar& Kinder, 1987).
Другими индивидуальными факторами, влияющими на силу воздействия полити-
ческой пропаганды, является политическая приверженность людей, включая предпоч-
тение ими какой-либо одной партии (Katz, 1987; Iyengar & Kinder, 1987; McLeod et al,
1974); сложившиеся у них образы политиков и партий; оценки, касающиеся новост-
ных медиа (Kosicki & McLeod, 1990; McLeod, Kosicki, Armor, Allen & Philps, 1986); инди-
видуальные мотивы и цели (Blumler & McQuail, 1969; McLeod & Becker, 1974; McLeod,
Becker & Byrnes, 1974). Верные политические сторонники какой-либо партии не будут
поддаваться воздействию политических сообщений, противоречащих их политиче-
ским убеждениям. Отношение человека к новостному СМИ имеет заметное воздейст-
вие на то, какое количество информации человек узнает из новостей. Исследователи
установили, что люди, дающие высокую оценку качеству освещения новостей в СМИ,
как правило, получают из них меньше информации, чем люди, настроенные относи-
тельно точности и объективности медийсодержания критически или скептически. Лю-
ди, имеющие умеренно скептическую оценку относительно содержания новостей,
склонны размышлять о них более тщательно и поэтому запоминают больше информа-
ции (McLeodetal., 1986). И в заключение необходимо отметить, что люди, очень силь-
Глава 18. Воздействие политической пропаганды 345
но интересующиеся политической пропагандой, обычно весьма внимательно относят-
ся к сообщениям масс-медиа и узнают из них много новой для себя информации. Та-
ким образом, индивидуальные цели, к которым они стремятся, опосредуют медиавоз-
действие.
Internet как инструмент политической кампании и источник политической
информации
С наступлением 1990-х годов важным инструментом политических кампаний и источником
политической информации стала Internet. Во время президентских выборов 1996 и 2000 годов
все кандидаты имели собственные Web-сайты. После голосования 7 ноября 2000 года, мил-
лионы встревоженных американцев обратились к сайтам новостей в Internet за последней
информацией о ходе голосования в штате Флорида.
Во время разыгравшейся драмы с подсчетом голосов во Флориде после выборов 2000 года
много сайтов новостей в Internet зафиксировали рекордное количество посещений.
MSNBS.com сообщил, что в день выборов сайт посетили около семи миллионов человек —
эта цифра почти вдвое превысила их предыдущий рекорд посещаемости задень. Boston.com
(электронная версия газеты Boston Globe) отметил новые рекорды посещений за день и за
месяц, последующие после выборов. Опрос общественного мнения, проводимый Инсти-
тутом Гэллапа после выборов, установил, что 18% респондентов считали Internet
"чрезвычайно важным" источником информации о голосовании во Флориде. Другой оп-
рос обнаружил, что по сравнению с 1996 годом после выборов-2000 более чем в три раза
увеличилось число людей, ссылавшихся на Internet как на главный источник информации.
Источники. Jurcowitz, M. (2000, 13 December). The media; Who's winning the election? The comedians.
Boston Globe, p. El; J. Omicinski (2000, 10 December). More believe news is biased; The poll was taken when
the media were covering the Florida recount. Des Moines Register, p. 13; Reed, L. (1999). Online
campaigning, in D.D.
Данная книга публикуется на сайте только в целях ознакомления! Все права принадлежат авторам. Администрация сайта не несет ответственность за использование данного материала в иных целях.