Свой Круг
Журналистика и СМИ
Глава 18. Воздействие политической пропаганды
Другие направления включает возрастающий инте-
рес к языку, используемому в том или ином медиасодержании, и его интерпретации
аудиторией. Также можно отметить увеличение числа работ, использующих комбина-
ции методов и данные различных источников, помогающих ответить на поставленные
вопросы. В результате этих направлений исследователи создают все большее количест-
во сложных моделей, объясняющих процессы политической пропаганды.
В этой главе рассматриваются некоторые данные, полученные в результате ис-
следований по вышеперечисленным направлениям. Также рассматриваются неко-
торые аспекты масс-медиа и общества, влияющие на характер политической про-
паганды, различные цели масс-медиа в демократическом обществе, содержание по-
литических сообщений в СМИ и факторы, ответственные за медиавоздействие на
микро- и макроуровнях.
ВЛИЯНИЕ НА ПОЛИТИЧЕСКУЮ ПРОПАГАНДУ
На природу политической пропаганды в обществе влияют несколько динамич-
ных факторов: социальная сфера, политическая ситуация, медиаокружение и медиа-
содержание (рис. 18.1). Мы называем эти факторы динамичными потому, что они
постоянно меняются, часто весьма значительно. Со временем появляются новые
технологии, происходит смена общественного мнения, политического климата
и другие изменения на социальном уровне.
Глава 18. Воздействие политической пропаганды 337
ФУНКЦИИ МАСС-МЕДИА В ДЕМОКРАТИЧЕСКОМ ОБЩЕСТВЕ
В демократических обществах всего мира масс-медиа стараются выполнять це-
лый ряд специальных функций. М. Гуревич и Дж. Блумлер (Gurevltch & Blumler, 1990)
определили восемь функций СМИ, а Дж. Мак-Леод, Г. Козицки и Д. Мак-Леод пе-
рефразировали их следующим образом.
1. Наблюдение за современными событиями, способными положительно или
отрицательно воздействовать на благополучие граждан.
2. Определение ключевых социально-политических проблем, включая их проис-
хождение и возможности решения.
3. Предоставление трибуны для людей, представляющих и защищающих инте-
ресы аудитории.
4. Передача разнообразной информации как от различных сторон и групп поли-
тического дискурса, так и о них; обмен информацией между потенциальными
представителями власти и широкими массами.
5. Внимательное наблюдение за государственными чиновниками, обществен-
ными институтами и другими органами власти с целью контроля их действий
и политики.
6. Информирование и побуждение граждан к активному участию в политиче-
ских процессах, а не просто к их пассивному наблюдению.
7. Принципиальное противостояние внешним силам, пытающимся разрушить
независимость медиа.
8. Почтительные отзывы об аудитории как о заинтересованных, здравомысля-
щих и активных гражданах (McLeod, Kosicki & McLeod, 1994, p. 126).
338 Часть III. Основные направления исследований
Согласно М. Гуревичу и Дж. Блумлеру (Gurevitch & Blumler, 1990), эти специальные
функции на самом деле являются целями или стандартами, которых масс-медиа должны
достичь в демократическом обществе. В действительности, вследствие фундаментальной
природы СМИ как организаций, ориентированных главным образом на прибыли, или
вследствие других ограничивающих факторов новостные медиа часто не дотягивают до
этих стандартов. Например, чтобы привлечь внимание наибольшего количества людей,
новостные СМИ иногда освещают псевдособытия или другие не относящиеся к делу
развлекательные сюжеты. Другой преградой на пути к стандартам является тенденция
новостных медиа освещать события, а не проблемы. Адресуемые аудитории сообщения
часто отражают точку зрения конкретного канала (McLeod, Kosicki & McLeod, 1994). К то-
му же, масс-медиа обычно любят драматизировать ситуацию во время освещения поли-
тических кампаний и представляют события как лошадиные бега, где кандидаты идут го-
лова к голове, успехи делает темная лошадка-кандидат, а лидер уходит в отрыв.
МЕДИАСОДЕРЖАНИЕ
Исследования сосредоточивают свое внимание главным образом на двух типах
медиасодержания, касающегося политической пропаганды: политической рекламе
и сюжетах новостей.
Данная книга публикуется на сайте только в целях ознакомления! Все права принадлежат авторам. Администрация сайта не несет ответственность за использование данного материала в иных целях.