Глава 18. Воздействие политической пропаганды

Perlmutter (Ed.), The Manship School guide to political communication (p. 233-240).
Baton Rouge: Louisiana State University Press.
ОБРАБОТКА ИНФОРМАЦИИ
Воздействие политической пропаганды зависит также от факторов, связанных с
процессами обработки полученной информации. Чем больше внимания человек уде-
ляет новостям по телевизору, радио или в прессе, тем больше он узнает информации
из сюжетов или статей {Chaffee & Choe, 1980; Chqffee & Schleuder, 1986). В исследова-
ниях аудитории новостей были установлены три уровня обработки информации
{Kosicki & McLeod, 1990; Kosicki, McLeod & Armor, 1987). Эти уровни классифициру-
ются, начиная от беглого чтения или сканирования (первый уровень) до вниматель-
ного чтения статьи (второй уровень) и чтения, сопровождаемого размышлениями о
прочитанном и/или обсуждением с другими людьми (третий уровень). Первый уро-
вень обработки информации предполагает минимальные политические знания, ин-
тересы и участие. На втором уровне интересы и участие несколько увеличиваются,
но знания остаются невысокими. Третий же уровень отличается самыми высокими
показателями по всем параметрам.
346 Часть III. Основные направления исследований
РЕЗЮМЕ
Данные о силе воздействия политической пропаганды на протяжении многих лет
отличались друг от друга. Исследования поведения избирателей в 1940-х и 1950-х го-
дах показали ограниченное воздействие масс-медиа, а более поздние работы откры-
ли более прямое и мощное воздействие медиа на избирателей.
Начиная с 1970-х годов, значительно возросло количество исследований воздей-
ствия политической пропаганды. Эти работы изучали воздействие политической
пропаганды на микро- (воздействие на отдельных людей) и на макроуровне
(воздействие на общество или на государственную систему в целом).
На характер политической пропаганды в обществе воздействуют несколько ди-
намичных сил. Они касаются социальной сферы, политической ситуации, медиаок-
ружения и медиасодержания. В США можно наблюдать значительное воздействие
масс-медиа на процессы политической коммуникации, поэтому СМИ ответственны
за осуществление ряда специальных функций.
Политическая реклама представляет собой основную форму коммуникации меж-
ду политическими кандидатами, с одной стороны, и избирателями — с другой. По-
литическая телевизионная реклама эффективна при формировании имиджа кон-
кретного кандидата, сообщении информации, касающейся ключевых пунктов его
программы, и, иногда, при воздействии на решение избирателей.
На политическую пропаганду также влияет содержание сюжетов новостей, в осо-
бенности их фреймы и признаки. Фрейм представляет собой абстрактное понятие,
используемое специалистами в области медиа для передачи новостей определенным
способом. Особенности фрейминга часто влияют на восприятие аудитории и ее ин-
терпретацию новостей. Четырьмя основными видами искажения новостей являются
персонализация, фрагментация, драматизация и нормализация.
Исследования, проводящиеся на микроуровне, охватывают четыре главные сфе-
ры: формирование и изменение убеждений; когнитивные эффекты (включая иссле-
дования установления приоритетности медиаинформации, прайминга, прироста
знаний и фрейминга); воздействие на индивидуальное восприятие политической
системы; воздействие на политическое поведение или участие в политической жиз-
ни. Исследования, проводящиеся на макроуровне, хотя и являются более сложны-
ми, обращаются к изучению воздействия на систему в целом, непосредственно или
посредством отдельных людей.
На каждом уровне характер и сила воздействия масс-медийной политической
коммуникации зависят от различных факторов. Эти факторы касаются определен-
ных характеристик или политической ориентации отдельных представителей ауди-
тории и особенностей их процессов обработки медиасообщений.
БИБЛИОГРАФИЯ
Ansolabehere, S. & Iyengar, S. (1995). Going negative: How political advertisements shrink and polarize
the electorate. New York: Free Press.
Bennett, W.L. (1988). News: The politics of illusion (2nd ed.).


Данная книга публикуется на сайте только в целях ознакомления! Все права принадлежат авторам. Администрация сайта не несет ответственность за использование данного материала в иных целях.



Используются технологии uCoz