Глава 6. Гипотеза культивации

Пользователи Internet смотрят телевизор меньше,
чем другие, но исследования также показали, что большинство пользователей
Internet и прежде не увлекались телевидением {Gerbneretal., 2001).
Ученые, занимающиеся проблемой культивации, указывают, что несмотря на
предлагаемый СМИ широкий выбор развлекательных возможностей, концентрация
прав собственности будет способствовать унификации содержания различных масс-
медиа. Тем не менее, границы исследований расширятся, в них будет учитываться
воздействие новых медиатехнологий (Gerbneretal., 2001).
130 Часть II. Теория и основные понятия
РЕЗЮМЕ
Гипотеза культивации была попыткой объяснить воздействие телевидения на
зрителей. Она зародилась в рамках Проекта культурных индикаторов, научно- ;
исследовательской программы по изучению воздействия медианасилия, которую
в 1960-х годах возглавлял Джордж Гербнер.
Гипотеза культивации предполагает, что у зрителей, которые много смотрят теле-
визор, со временем восприятие мира приближается к тому образу реальности, который
они видят на экране. Символический мир телевидения очень отличается от объектив-
ной реальности, и именно это различие представляет особый интерес для ученых. Ис-
следования показали, что среди прочих категорий телезрителей люди, потребляющие
большие объемы телевизионной информации, склонны культивировать такую же ис-
каженную картину действительности, как и на телеэкране.
Культивационный анализ — один из трех компонентов проекта культурных ин-
дикаторов. Анализ процесса институциализации подразумевает изучение процессов
производства, управления и распространения медиаинформации. Анализ системы
сообщений состоит в изучении представленных на телевидении медиаобразов, на-
пример, тендерных ролей, образов меньшинств, профессий и т.д.
Концепция эффекта культивации получила статус гипотезы, а не формальной
теории медиавоздействия, что объясняется недостаточностью эмпирических доказа-
тельств, раскрывающих данное явление. В частности, исследования не смогли объ-
яснить психологический механизм эффекта культивации, т.е. то, как телезрители
учатся конструировать свое восприятие социальной реальности.
Исследователи медиавоздействия, принадлежащие к когнитивной школе, подверг-
ли Дж. Гербнера и его исследовательский коллектив критике за то, что в трудах этих
ученых не уделяется должного внимания когнитивным процессам. Большей частью
критика была конструктивной и способствовала тому, что ученые, исследующие эф-
фект культивации, пересмотрели и усовершенствовали свою интерпретацию гипотезы.
Гипотеза культивации предполагает, что при просмотре телепередач происходит
унификация разных категорий телезрителей, так как все они получают однотипно
структурированную информацию. Долговременное воздействие этих общих струк-
турных моделей телепрограмм вызывает явление, которое ученые назвали мэйнст-
римингом (господствующей тенденцией). Концепция мэйнстриминга предполагает,
что в рамках культур существуют доминантные комплексы убеждений, взглядов,
ценностей и обычаев, и что большинство телевизионных передач представляет и со-
храняет такие ценности. Резонанс, еще одно относящееся к гипотезе культивации
явление, имеет место в том случае, когда реальные события подтверждают искажен-
ный образ действительности, представленный на телеэкране.
При исследованиях эффекта культивации, как правило, используются два мето-
да: контент-анализ телевизионных передач и опрос телезрителей с целью оценки их
мировоззрения. Изучая аспект культивации, связанный с насилием, исследователи
ввели Коэффициент враждебности мира — инструмент, позволяющий определить
оценку телезрителями уровня преступности и насилия в реальном мире.
Критики говорят о необходимости дальнейшего уточнения основных понятий
в рамках гипотезы культивации. Согласно утверждениям некоторых критиков, нуж-
даются в точной формулировке понятия однородное содержание и повествовательные
структуры, а обоснованность таких понятий, как резонанс и мэйнстриминг, трудно
проверить с использованием строгих научных методов социологии.


Данная книга публикуется на сайте только в целях ознакомления! Все права принадлежат авторам. Администрация сайта не несет ответственность за использование данного материала в иных целях.



Используются технологии uCoz