Глава 6. Гипотеза культивации

Большинство исследований обнаружило факт культи-
вации установок по отношению к насилию, ценностям, социальным стереотипам и другим
явлениям, соотносящихся с искаженными образами реальности, представленными телеви-
дением. В фокус исследований, занимающихся культивационным анализом, среди прочих
попали такие страны, как Швеция (Reimer & Rosengren, 1990), Аргентина (Morgan &
Shanahan, 1995) и Япония (Saito, 1991). В Австралии С. Пингри и Р. Хокинс (Pingree &
Hawkins, 1981) обнаружили, что студенты, которые много смотрят телевизор и при этом от-
дают предпочтение американским телепрограммам, более склонны считать Австралию не-
благополучной, опасной страной. Исследования, проведенные в Корее, показали, что ко-
реянки, которые регулярно и подолгу смотрят американские телепередачи, более либе-
ральны во взглядах на брак, стиль одежды и музыку, но мужчины-корейцы, которые про-
водят перед экраном столько же времени, поддерживали традиционные национальные
ценности и выражали враждебность по отношению к США (Kang & Morgan, 1988).
Исследования показали
• Зрители, которые смотрят информационные программы (новости) в большом объе-
ме, обычно смотрят много других телепрограмм.
• Постоянные телезрители, как правило, смотрят подобные по содержанию програм-
мы как по эфирным телеканалам, так и по кабельным, а также на видео.
• Интенсивность эффекта культивации и сопротивляемость ребенка его воздействию
обычно зависят от того, смотрит ли он телевизор вместе с родителями или один,
а также от сплоченности семьи.
• Дети, которые проводят много времени перед телеэкраном, как правило, едят больше
сладостей и высококалорийной пищи и считают, что блюда из заведений быстрого
питания более питательны, чем домашнего приготовления.
Глава 6. Гипотеза культивации 127
Другие исследователи, изучая современное телевидение, обновили данные, полу-
ченные в ходе более ранних изысканий. Например, одно из недавних исследований
подтвердило предварительные выводы о том, что при продолжительном и регулярном
просмотре телепередач зрители склонны переоценивать уровень преступности в ре-
альном мире и иметь ошибочное мнение относительно всего, что относится к наси-
лию. Н. Синьорелли и Н. Каленберг (Signorielli & Kahlenberg, 2001) обнаружили, что не-
смотря на значительные изменения тендерных ролей в реальном мире, телевидение
все еще предлагает образ реальности, где доминируют мужчины (от 60 до 65% персо-
нажей); тем не менее, такие показатели выражают значительный прогресс по сравне-
нию с телевизионным образом реальности, существовавшим в 1970-х и 1980-х годах,
когда на каждого персонажа женского пола приходилось трое мужчин.
Исследователи также изучали культивационное воздействие телевидения на от-
ношение к семейным ценностям, окружающей среде и здоровью. Что касается се-
мейных ценностей, то в ходе одного любопытного исследования выяснилось, что те-
левизионный образ американской семьи в 1990-х годах не соответствовал действи-
тельности, так как доля неполных семей (мать- или отец-одиночка) была завышена
(Morgan, Leggett & Shanahan, 1999). Более того, неполные семьи на телевидении были
представлены в основном одинокими мужчинами, а воспитывать детей в фильмах
помогали проживающие в семьях няни и гувернантки, что не отвечало реальному
положению дел. Исследования показали, что постоянные телезрители склонны
идеализировать образ одиноких родителей, они более терпимо относятся к непол-
ным семьям и материнству вне брака. Что касается отношения к окружающей среде,
то зрители, которые много смотрят телевизор, как правило, панически избегают ка-
ких бы то ни было вопросов, относящихся к науке вообще {Shanahan, Morgan &
Stenbjerre, 1977). Зрители, принадлежащие к этой категории, менее других осведом-
лены о проблемах окружающей среды. Что касается здоровья, большие объемы теле-
визионной информации влияют на мнение детей относительно питательности опре-
деленных видов пищи (Signorielli & Staples, 1997).
В ходе нескольких недавних исследований изучались когнитивные процессы, за-
действованные в эффекте культивации.


Данная книга публикуется на сайте только в целях ознакомления! Все права принадлежат авторам. Администрация сайта не несет ответственность за использование данного материала в иных целях.



Используются технологии uCoz