Свой Круг
Журналистика и СМИ
Глава 6. Гипотеза культивации
Дж. Гербнер и его коллеги объясняют
процесс взаимодействия следующим образом:
"Хотя пол зрителя или его возраст, или социальное положение отражаются на миро-
воззрении, подобное интерактивное воздействие оказывает и просмотр телепередач.
Телевидение может помочь определить, например, в чем выражается принадлежность
к определенной соичальной группе. Это взаимодействие телевидения и зрителя —
длительный прош (как и процесс культивации), начинающийся в младенчестве
и продолжающийс; о самой смерти человека" (Gerbner, 1994, р. 23).
Глава 6. Гипотеза культивации 123
Исследователи, изучающие феномен культивации, оценивают воздействие телеви-
дения по количеству времени, которое зритель проводит перед экраном. Они считают,
что по сути все телепрограммы довольно однородны и что при их просмотре зрители
не избирательны. Другими словами, телепередачи различных типов (мультфильмы, ме-
лодрамы, детективы) часто построены на одинаковых повествовательных структурах,
что выражается в подборе персонажей, сюжетных приемах и других аспектах. В этом
смысле содержание телепередач однородно. Понятие неизбирательного просмотра ос-
новано на идее ритуального или привычного просмотра, т.е. просмотра телепрограмм
в определенное время, независимо от их содержания.
Критики говорят о необходимости точных определений основных понятий в рамках
гипотезы культивации. Например, нуждаются в точной формулировке понятия
"однородное содержание" и "повествовательные структуры", которые по утверждению
теоретиков гипотезы культивации содержатся в телепрограммах различных видов (Potter,
1993). Кроме того, обоснованность таких понятий, как резонанс и мэйнстриминг, трудно
проверить с использованием строгих научных методов социологии.
Как уже упоминалось, многие ученые говорили, что в основе эффекта культива-
ции лежат комплексные психологические процессы, однако большинство научных
работ не ориентированы на выявление их когнитивных компонентов (Hawkins &
Pingree, 1990; Potter, 1993). Следует изучить соответствие когнитивных механизмов,
участвующих в процессе культивации, тем, которые рассматриваются в рамках тео-
рии социального обучения (Bryant, 1986).
Критики продолжают призывать к более конкретной формулировке ключевых
понятий гипотезы культивации и более интенсивным научным исследованиям, ко-
торые в конце концов позволят выявить когнитивные процессы, вызывающие эф-
фект культивации. Критические замечания и призыв к более напряженной научной
работе, обращенный к следующему поколению ученых, занимающихся гипотезой
культивации, все еще не получили удовлетворительных ответов.
"Надеюсь, что в будущем я не увижу беспорядочного, нетеоретического изучения по-
тенциального культивационного воздействия телевизионных программ типа а, Ь или с
на восприятие телезрителей с демографическими характеристиками х, у или z при по-
треблении ими больших или малых объемов телевизионной информации. Слишком
долгое время ученые, занимающиеся массовой коммуникацией, проводили такие ис-
следования в других сферах социального влияния во имя ложной цели обобщения"
(Bryant, 1986, р. 234).
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ГИПОТЕЗЫ
КУЛЬТИВАЦИИ
Гипотеза культивации предполагает, что телевидение стало основным источни-
ком общей информации и общего понимания как в Соединенных Штатах, так и во
всем мире. В современном обществе телевидение превратилось в многофункцио-
нальное средство массовой информации. Как пишут Н. Синьорелли и М. Морган:
"Таким образом, телевидение стало наиболее обычной и постоянной обучающей сре-
дой в нашей стране (а также становится таковой во всем мире). Оно одновременно от-
ражает и направляет общество. Однако, прежде всего оно служит нам повествовате-
лем; оно стало оптовым поставщиком образов, которые формируют основные направ-
124 Часть II. Теория и основные понятия
ления нашей популярной культуры. Телевизионный мир показывает и рассказывает
нам о жизни — о людях, городах и странах, судьбах, борьбе и власти. Телевидение по-
казывает добро и зло, печаль и счастье, силу и бессилие и объясняет нам, кто или что
добивается успеха, а кто терпит поражение" (Signorielli & Morgan, 1996, p.
Данная книга публикуется на сайте только в целях ознакомления! Все права принадлежат авторам. Администрация сайта не несет ответственность за использование данного материала в иных целях.