Глава 6. Гипотеза культивации

114).
Концепция общего понимания и символического взаимодействия посредством языка
принадлежит Джорджу Герберту Миду, ученому-философу из Чикагского университета
(конец XIX—начало XX века). Некоторые исследователи считают, что понятие культива-
ции относится скорее к парадигме понимания, чем к когнитивной парадигме социаль-
ной психологии, которая использовалась в качестве теоретического основания многих
исследований воздействия СМИ. По словам М. Моргана и Н. Синьорелли, культиваци-
онный анализ "предназначен для понимания постепенных долгосрочных сдвигов
и трансформаций в процессе социализации поколений (а не краткосрочных резких из-
менений во взглядах или поведении индивидов)" (Morgan & Signorielli, 1990, p. 19).
Дж. Гербнер и его коллеги конкретизировали разницу между теоретическим ба-
зисом гипотезы культивации и теоретическими основаниями других направлений
в исследованиях медиавоздействия:
"Традиционные исследования медиавоздействия основаны на оценивании определенной
информационной, образовательной, политической или маркетинговой деятельности с точ-
ки зрения избирательного воздействия и измеримых различий между теми индивидами, ко-
торые подвергаются воздействию, и остальными. Ученым, воспитанным в этой традиции,
трудно согласиться с акцентом культивационного анализа на полное погружение зрителя
в мир телевидения, вместо избирательного просмотра телепередач, и на стабильное распро-
странение единообразия, вместо ориентации на оставшиеся источники культурных разли-
чий и изменений... Теория культивации основана на результатах исследований, обнаружи-
вающих устойчивое и постоянное влияние доминирующих телевизионных идеологий на
разнообразнейшие концептуальные тенденции и контр-тенденции зрителей. Выбор в каче-
стве предмета исследований широко распространенной общности во взглядах среди зрите-
лей, единственное сходство которых состоит в том, что они много смотрят телевизор, требу-
ет особого теоретического и методологического подхода, отличающегося от используемого
в традиционных исследованиях медиавоздействия и соответствующего специфической ди-
намике телевидения" (Gerbneretal., 1994, р. 20-21).
Другие ученые настаивают на том, что в основе эффекта культивации лежат пси-
хологические процессы, поэтому в качестве теоретического базиса следует принять
когнитивную парадигму. Р.П. Хокинс и С. Пингри {Hawkins & Pingree, 1982) предпо-
лагают, что в процессе культивации задействованы обучение и конструирование. При
просмотре телепередач происходит обучение зрителя посредством восприятия и за-
поминания их содержания. Зритель конструирует мировоззрение на основе той ин-
формации, которая подается телевидением.
Согласно социально-когнитивной теории, разработанной Альбертом Бандурой
(Bandura, 1986), поступки и поведение индивида определяются как внутренними
факторами (уровнем интеллекта и биологическими факторами), так и внешними
(такими как воздействие внешней среды). Три компонента — поведение, внутрен-
ние факторы и внешние факторы — взаимодействуют с переменной интенсивно-
стью и на различных уровнях. Воздействие средств массовой информации также за-
висит от наличия и взаимодействия этих трех видов факторов (Bandura, 1994).
Глава 6. Гипотеза культивации 125
126 Часть II. Теория и основные понятия
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ТРАДИЦИЯ
Реализация Проекта культурных индикаторов началась в конце 1960-х годов,
когда озабоченность народа США медианасилием выразилась в федеральном рас-
следовании и финансировании научных исследований Конгрессом. Проект был на-
чат под эгидой Национальной комиссии по расследованию причин насилия и его
предотвращению, созванной по инициативе президента Линдона Джонсона, затем]
стал финансироваться Научным консультативным комитетом министра здравоохра-
нения по телевидению и социальному поведению.
С начала реализации проекта Дж. Гербнер и его исследовательский коллектив регу-
лярно анализировали содержание телепередач, транслируемых в лучшее эфирное время,
подсчитывая количество сцен насилия и преступлений.


Данная книга публикуется на сайте только в целях ознакомления! Все права принадлежат авторам. Администрация сайта не несет ответственность за использование данного материала в иных целях.



Используются технологии uCoz