Свой Круг
Журналистика и СМИ
Глава 5. Эффект прайминга
Большинство исследователей при изучении эффекта прайминга используют же-
стко контролируемый лабораторный эксперимент. В большинстве случаев упор де-
лается скорее на психологическом измерении прайминга, однако многие исследова-
ния в области медиавоздействия обнаружили убедительные доказательства реально-
сти прайминга как одного из аспектов воздействия СМИ.
Связь между праймингом агрессивных наклонностей и фактическим проявлени-
ем агрессии не будет прочной, если ее не усилят определенные переменные. Сюда
относятся: (1) оценка воспринимаемой информации, (2) оправданность агрессив-
ного поведения персонажей, (3) степень отождествления зрителей с теле- и кино-
персонажами, (4) воспринимаемая реальность происходящих на экране событий
и (5) раздражители, активирующие пережитые чувства и мысли.
Теоретическим базисом научных исследований эффекта прайминга служит соци-
ально-когнитивная теория, одно из ответвлений теории социального научения.
Концептуальной основой социально-когнитивной теории выступает модель трой-
ной взаимообусловленности, призванной объяснить когнитивные способности
и поведение человека. Модель включает три компонента: (1) поведение человека; (2)
когнитивные, биологические и другие индивидуальные характеристики; (3) воздей-
ствие внешней среды. Эти составляющие взаимодействуют друг с другом и оказыва-
ют взаимное влияние на разных уровнях.
Для описания и объяснения эффекта прайминга было предложено несколько тео-
ретических моделей. Сюда относятся: модель корзины, модель аккумуляторной бата-
реи, а также синаптическая модель. Определяя детерминанты эффекта прайминга, ка-
ждая из этих моделей делает выбор между факторами новизны и частотности.
Проведенные в последние годы исследования по проблеме медианасилия под-
тверждают реальность феномена прайминга. В будущем изучение эффекта прай-
минга в рамках научных исследований медиавоздействия будет продолжаться.
Глава 5. Эффект прайминга 115
116 Часть П. Теория и основные понятия
БИБЛИОГРАФИЯ
Anderson, С. & Ford, CM. (1987). Effect of the game player: Short-term effects of highly and mildly]
aggressive video games. Personality and Social Psychology Bulletin, 12, 390—402.
Anderson, J. & Bower, G. (1973). Human associative memory. Washington, DC: Winston.
Atkin, C. (1983). Effects of realistic TV violence vs. fictional violence on aggression. Journalism
Quarterly, 60, 615-621.
Bandura, A. (1965). Vicarious processes: A case of no-trial learning. In L. Berkowitz (Ed.), Advance
in experimental socialpsychology (Vol. 2, pp. 1—55). New York: Academic.
Bandura, A. (1971). Social learning theory. New York: General Learning Press.
Bandura, A. (1994). Social cognitive theory of mass communication. In J. Bryant & D. Zillmann
(Eds.), Media effects: Advances in theory and research (pp. 61—90). Hillsdale, NJ: Erlbaum.
Bargh, J. & Chartrand, T. (2000). The mind in the middle: A practical guide to priming and
automaticity research. In H. Reis & C. Judd (Eds.), Handbook of research methods in social and
personality psychology (pp. 253—285). Cambridge, UK: Cambridge University Press.
Bargh, J. & Pietromonaco, P. (1982). Automatic information processing and social perception: The
influence of trait information presented outside of conscious awareness on impression formation.
Journal of Personality and Social Psychology, 43, 437-449.
Berkowitz, L. (1970). Aggressive humors as a stimulus to aggressive responses. Journal of Personality
and Social Psychology, 16,710-717.
Berkowitz, L. (1973). Words and symbols as stimuli to aggressive responses. In J. Knutson (Ed.),
Control of aggression: Implications from basic research (pp. 113—143). Chicago: Aldine-Atherton.
Berkowitz, L. & Alioto, J. (1973). The meaning of an observed event as a determinant of its aggressive
consequences. Journal of Personality and Social Psychology, 28, 206—217.
Berkowitz, L. & Heimer, K. (1989). On the construction of the anger experience: Aver-sive events
and negative priming in the formation of feelings.
Данная книга публикуется на сайте только в целях ознакомления! Все права принадлежат авторам. Администрация сайта не несет ответственность за использование данного материала в иных целях.