Глава 5. Эффект прайминга

Согласно наблюдениям ученых, эффект прайминга достигает своего пика,
когда зрители верят, что они видят реальные, а не вымышленные события. В одном из экс-
периментов предварительно разозленным участникам демонстрировали один и тот же
фильм о войне, однако только половине участников эксперимента было известно, что
они смотрят художественный фильм (Berkowitz & Alioto, 1973). Другая половина участни-
ков думала, что им показывают документальную хронику реальных боевых действий.
Когда впоследствии участники эксперимента получили возможность наказать своего
обидчика электрошоком, члены второй группы применяли более жестокое наказание.
Похожие результаты наблюдались и в другом эксперименте, участниками которого были
три группы детей, ученики пятого и шестого классов (Atkin, 1983). Первой группе детей
показывали якобы реальные сцены насилия, второй группе те же самые кадры предста-
вили как отрывок из художественного фильма. Третей группе, контрольной, показывали
обычный рекламный ролик. При последующем тестировании наивысший коэффициент
агрессивности был обнаружен у участников первой группы.
ВОСПОМИНАНИЯ О ПЕРЕЖИТОМ
Еще один фактор, усиливающий эффект прайминга, — предыдущий опыт или
эмоциональная память. Когда зрители видят на экране сцену насилия, они вспоми-
нают другие ситуации, в которых возникали схожие мысли или чувства. Память ак-
тивирует соответствующие нейронные структуры и усиливает эффект прайминга.
Глава 5. Эффект прайминга 111
112 Часть II. Теория и основные понятия
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ОСНОВА
Теоретическим базисом для объяснения феномена прайминга служит социально-
когнитивная теория, продолжение теории социального научения. Ее концептуаль-
ная основа — модель тройной взаимообусловленности, призванная объяснить когни-
тивные способности и поведение человека. Три компонента этой модели (поведение
человека; когнитивные, биологические и другие индивидуальные характеристики;
воздействие внешней среды) взаимодействуют и влияют друг на друга на разных
уровнях. Это позволяет человеку быть "одновременно продуктом и производителем
внешней среды" (Bandura, 1994, р. 61).
Было предложено несколько других концептуальных моделей, объясняющих эф-
фект прайминга (Fiske & Taylor, 1991). К ним относятся: модель корзины, модель ак-
кумуляторной батареи и синоптическая модель. Каждая из этих моделей рассматри-
вает факторы новизны или частотности как детерминанты эффекта прайминга;
т.е. вызывает ли эффект прайминга только что сохраненная информация или ин-
формация, которая часто откладывалась в памяти? Хотя эти модели различаются по
той степени важности, которая приписывается ими механизму прайминга, сущест-
вуют эмпирические доказательства, подтверждающие правильность каждой из этих
моделей. В результате некоторые исследователи занялись установлением различий
между ними (Higgins, 1989; Higgins, Bargh & Lombardi, 1985).
МОДЕЛЬ КОРЗИНЫ
С точки зрения данной модели память рассматривается как большая корзина.
Находящиеся сверху, т.е. недавно активированные понятия, считаются наиболее
действенными. С течением времени в корзину закладываются новые понятия, так
что прежние оказываются "на дне". Часто активируемые понятия находятся на раз-
ных уровнях корзины, но непременно выше всех остальных: существует большая ве-
роятность того, что понятия, задействованные в прайминге, были заложены в "кор-
зину" относительно недавно (Wyer & Srull, 1980, 1986). Таким образом, здесь под-
черкивается фактор новизны.
МОДЕЛЬ АККУМУЛЯТОРНОЙ БАТАРЕИ
В противоположность предыдущей, модель аккумуляторной батареи подчеркивает
фактор частотности. Частая активация определенных понятий играет роль "подзарядки",
т.е. подкрепляет их. Чем чаще активация, тем выше "напряжение" и, соответственно, тем
сильнее эффект.
СИНАПТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ
Синаптическая модель доказывает, что фактор времени определяет, какие имен-
но понятия приобретают большую значимость — подвергнутые праймингу относи-
тельно недавно или часто подвергающиеся праймингу.


Данная книга публикуется на сайте только в целях ознакомления! Все права принадлежат авторам. Администрация сайта не несет ответственность за использование данного материала в иных целях.



Используются технологии uCoz