Глава 5. Эффект прайминга

Journal of Memory and Language, 31, 129—151; WyerR.S., Jr. & Radvansky G.A.
(1999). The comprehension and validation of social information. Psychologycal Review, 106, 89-118;
Zwann R.A. & Radvansky G.A. (1998). Situation models in language comprehension and memory.
Psychological Bulletin, 123, 162—185; Graesser A.C., Singer M. &TrabassoT. (1994) Constructing inferences
during narrative text comprehension, 101, 371—395.
ТРАДИЦИИ ИССЛЕДОВАНИЯ
Психологи начали изучать социальные проявления эффекта прайминга несколь-
ко десятилетий назад. Для изучения различных аспектов прайминга часто применя-
лись сходные методы. Исследователи незаметно внедряли определенные мысли
и представления в сознание участников эксперимента; затем проводили различные
тесты, чтобы определить уровень интенсивности прайминга.
Многие ученые сосредоточились на психологическом измерении эффекта прай-
минга, а не на изучении прайминга как одного из аспектов медиавоздействия. Однако
их наработки оказались очень ценными для научных исследований воздействия СМИ.
Р.Уайр-мл. и Т. Срулл (Wyer, Jr. & Srull, 1981) проводили эксперименты, в которых
участникам давали карточки с отдельными словами для составления предложений.
Некоторые участники получали карточки со словами, значение которых имело отно-
шение к агрессии, другим участникам давали слова с нейтральной семантикой. Затем
участников эксперимента просили высказать свое мнение о каком-нибудь человеке,
при этом отзывы тех участников эксперимента, которые составляли предложение из
слов, включающих семы агрессии, были гораздо более критичными.
Некоторые исследования показали, что эффект прайминга может не осознавать-
ся индивидом. Дж. Барф и П. Пьетромонако (Bargh & Pietromonaco, 1982) также про-
водили эксперименты со словами агрессивной семантики. Оценка определенных
людей участниками эксперимента, оперирующими словами с семантикой агрессии,
была более негативной, чем отзывы тех участников, которые не подверглись прай-
мингу враждебности.
Т. Уилсон и Дж. Капитман (Wilson & Capitman, 1982) разделили участников экспе-
римента (мужчин) на две группы. В одной группе испытуемые читали романтическую
историю о любви, в другой группе — рассказ нейтрального содержания. Впоследствии
было замечено, что мужчины, читающие романтическую любовную историю, обраща-
ли больше внимания на присутствующих женщин, чем мужчины из другой группы.
Некоторые научные исследования медиавоздействия предоставляют веские дока-
зательства реальности прайминга, особенно прайминга представлений и мыслей,
относящихся к агрессии. Одно из исследований показало, что дети, читающие ко-
миксы, включающие сцены насилия, отличаются более агрессивным мышлением,
чем те дети, которые читают комиксы с нейтральным содержанием (Berkowitz, 1973).
В другом исследовании (Berkowitz, 1970) изучалось влияние анекдотов и шуток на
тему насилия. Молодые женщины слушали агрессивный юмор Дона Риклса или
безобидные шутки Джорджа Карлина, затем их просили высказать свое мнение об
определенном человеке. Женщины, которые слушали Риклса, были настроены
к этому человеку более враждебно, чем те, которые слушали Карлина.
ФАКТОРЫ, УСИЛИВАЮЩИЕ ЭФФЕКТ ПРАЙМИНГА
Связь между праймингом агрессивных мыслей и фактическим проявлением агрес-
сии в общем-то довольно слабая, но она может значительно укрепляться некоторы-
ми факторами. Исследования показали, что эти промежуточные переменные, или
переменные, укрепляющие причинно-следственные отношения, включают сле-
дующие компоненты.
Глава 5. Эффект прайминга 109
1. Оценка индивидом воспринимаемой ситуации.
2. Оправданность насилия с точки зрения воспринимающего стороннего свидетеля.
3. Степень отождествления зрителя с персонажем.
4. Реальность событий, происходящих на экране.
5. Наличие раздражителей, взывающих к предыдущему опыту индивида.
ОЦЕНКА СИТУАЦИИ
Л. Берковиц и Дж. Алиото (Berkowitz & Alioto, 1973) проводили эксперимент, где
участников (мужчин) сначала намеренно злили, а затем показывали им либо боксер-
ские поединки, либо матчи по американскому футболу.


Данная книга публикуется на сайте только в целях ознакомления! Все права принадлежат авторам. Администрация сайта не несет ответственность за использование данного материала в иных целях.



Используются технологии uCoz