Свой Круг
Журналистика и СМИ
Глава 5. Эффект прайминга
Медиасообщения активируют уже сформированные понятия,
мысли или знания, которые определенным образом связаны с содержанием этих мате-
риалов. Таким образом, содержание медиаматериалов связывается, ассоциируется с ак-
тивированными мыслями или понятиями и подкрепляется ими. В течение определен-
ного промежутка времени после просмотра телепередач существует повышенная вероят-
ность того, что мысли, ассоциации и воспоминания телезрителя будут "привязаны" к со-
держанию полученной информации. В некоторых случаях формируются устойчивые
связи между содержанием медиасообщения, или раздражителем, с одной стороны,
и близкими к нему мыслями или воспоминаниями, с другой (Fiske & Taylor, 1991).
Например, репортаж о войне в Боснии может вызвать у телезрителя воспомина-
ния об ужасах Второй мировой войны, известных ему со слов деда, напомнить о зна-
комом студенте-сербе или о туристической поездке в Сараево. Новая информация,
полученная из выпуска новостей, будет ассоциироваться со всеми уже имеющимися
сведениями о войне и об особенностях политической обстановки в Югославии. Ин-
терес телезрителя и его реакция на сообщения СМИ будут в значительной мере за-
висеть от его знаний и опыта. Если, например, рассказы о войне, которые телезри-
тель слышал в детстве, пугали его, репортаж о событиях в Боснии напомнит об этих
i\iv часть и. леория и основные понятия
чувствах. Воспоминания телезрителя определяют реакцию зрителя на сообщение
в новостях, т.е. вызывают эффект прайминга.
Прайминг может мотивировать поведение человека, вызывая определенные дейст-
вия, порой асоциальные. Крайнее проявление нежелательного прайминга (в данном
случае также одного из аспектов социального обучения) — преступления-копии, осо-
бенно убийства или другие тяжкие преступления, навеянные определенным фильмом
или передачей. Хотя преступления-копии — достаточно редкое явление, даже эти не-
многочисленные случаи крайнего проявления прайминга представляют опасность для
общества и подчеркивают значимость научных исследований медиавоздействия. При-
меры преступлений-копий оказываются в центре общественного внимания вследствие
подробного освещения подобных событий в СМИ. Фильм "Механический апельсин"
(1971), в котором рассказывается о хулиганах, насилующих девушек, обвиняли в под-
стрекательстве к изнасилованиям. Несколько нашумевших убийств, совершенных
в 1980-х годах, были совершены молодыми людьми, которые имитировали Рэмбо,
главного героя фильма "Первая кровь" (1982). Несколько тяжких преступлений были
совершены под влиянием фильма "Прирожденные убийцы" (1994).
Преступления-копии — патологическое проявление эффекта прайминга. Такие
преступления крайне редки и охватывают очень небольшой процент потребителей
массовой информации. Только отдельные телезрители настолько подвержены эффек-
ту прайминга, что фактически моделируют, т.е. подражают действиям теле- и кинопер-
сонажей. Большая часть зрителей испытывает эффект прайминга на гораздо более
тонком уровне, но даже такое воздействие — серьезный повод для озабоченности.
У большинства потребителей массовой информации эффект прайминга проявляет-
ся в умеренных реакциях, которые, как правило, слабеют с течением времени и даже
могут остаться незамеченными. Тем не менее, существует множество примеров, свиде-
тельствующих о реальности феномена прайминга. Влияние активирующих факторов,
психические и поведенческие реакции зависят от определенных факторов.
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ИСТОКИ
Теория прайминга основана на концепции когнитивных нео-ассоциаций. Ученые
пытаются объяснить один из аспектов феномена памяти в русле социальной психо-
логии (Anderson & Bower, 1973; Landman & Manis, 1983). Чтобы понять концепцию ког-
нитивных нео-ассоциаций, нужно представить мозг в виде сложной сети проводников,
соединяющих представления, мысли, чувства и понятия. Тогда память можно опреде-
лить как общую структуру этой сети. Информация, полученная при просмотре телепе-
редач или чтении газет, стимулирует или активирует определенные проводники.
Данная книга публикуется на сайте только в целях ознакомления! Все права принадлежат авторам. Администрация сайта не несет ответственность за использование данного материала в иных целях.